Starcraft 2: итоги года

Starcraft 2: итоги года

Тайминг, конечно, совсем не корейский, но лучше поздно, чем никогда. Мы все-таки дописали большой материал по итогам года в Starcraft 2, и сейчас предлагаем вам вспомнить если не все, то многое: и самые яркие турниры, и прогресс игроков, и невероятный баланс... В общем, давайте в последний (надеемся) раз оглянемся на прошедший 2019 год!

2019 год для старкрафта стал довольно противоречивым. В том плане, что ну вот не получается как-то сказать "а годик-то был зашибись"! Хотя так-то крутых моментов было предостаточно, если по-хорошему. Только вот многие из них компенсируются моментами, которые были уже не очень крутыми. Но давайте уже вспоминать!

WCS и все-все-все

По части турнирной составляющей нам, по большей части, не на что жаловаться. И если вы спросите любого игрока из СНГ о том, что стало главным событием прошедшего года в мире старкрафта, то мы практически уверены в том, что большинство скажут, что это турниры серии WCS, которые благодаря Алексу 007 и компании StarLadder сделали аж две остановки в Киеве. При этом здесь важен не только тот фактор, что "ого, WCS приехал в Киев" – можно еще порадоваться тому, что оба ивента были проведены на высочайшем уровне, о чем говорили и непосредственно участвовавшие в них игроки. DreamHack'у есть чему поучиться.

news_5e271c1915ef3.png

Конечно, киевские WCS Spring и WCS Summer не только дали серьезный буст к морали многим игрокам из СНГ, но и позволили многим из них как-то проявить себя. Еще бы, ведь на этот раз "большой старкрафт" оказался совсем уж под рукой – не в Лейпциге, не в Йончопинге, не в Валенсии, а прямо в Киеве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в турнирных сетках было так много игроков из России и, в особенности, Украины. И пускай совсем топовых игроков в нашем регионе нет, но "глубина ростера" – очень даже. В чем весь остальной мир и смог еще раз убедиться. Да и тем более наши SKillous и HellraiseR сумели впервые в карьере выйти в плей-офф WCS-ивентов, что также очень серьезное достижение.

news_5e271c2667d0f.png

WCS Spring и WCS Summer, пожалуй, стали самыми интересными и привлекательными ивентами прошедшего года для СНГ-зрителя. Но и без этих замечательных турниров было на что посмотреть. Это и остановка WCS в Монреале, и традиционный GSL vs the World, и специфический WESG, и нежданно вернувшийся в старкрафт Assembly. Но есть два ивента, про которые хотелось бы поговорить отдельно.

Nation Wars

Во-первых, это Nation Wars. От СНГ на этом турнире в 2019 году выступили четыре сборные: Беларусь, Казахстан, Украина и Россия. И если первые две страны уже на этапе получили в соперники сильных соперников и вылетели, то вот украинская и российская сборные смогли дойти до Ro16. При этом если у Украины "дорога в группы" получилась просто нервной, то у России были приключения совершенно особого рода.

Наверное, есть в России такая традиция, что обязательно на этих самых Nation Wars должно что-нибудь этакое произойти, из-за чего потом будут драма, ненависть и разборки. Вот и в этот раз Россия нашла грабли, на которые можно наступить – состав национальной команды. Можно долго спорить и про формат турнира, и про то, что организаторы хотят сделать шоу, но факт остается фактом: состав российской сборной на протяжении всего турнира был далеко не оптимальным, из-за чего большую часть своих матчей россияне играли в формате "двое против трех". Тем не менее, как бы поразительно это ни звучало, но даже в такой ситуации можно найти положительные стороны.

news_5e271cade6ad8.png

Главный для нас итог этого турнира, однако, – это по-новому вспыхнувшая звезда такого парня, как SKillous. Несмотря на все передряги, в которые попадала его команда, Никита раз за разом показывал себя настоящим лидером и просто-напросто отличным игроком. И если в начале 2019 года он был во многом просто неплохим по европейским меркам игроком за протоссов, то уже в 2020 год SKillous входит как один из наиболее многообещающих представителей нового поколения и, пожалуй, как самый известный на Западе игрок из России.

Нельзя также оставить без внимания поступок BRAT_OK'а, который на заключительной стадии турнира уступил свое место в составе Vanya'е, так как посчитал, что у того больше шансов принести команде нужные очки. Настоящий пример киберспортивной доблести.

Наконец, появилась в нашем сообществе если не какая-то консолидация, то по крайней мере осознание того, что некоторые вещи нельзя оставлять без внимания. Не знаем, будет ли в 2020 году новый сезон Nation Wars, но почему-то есть уверенность, что в этот раз в состав сборной попадут действительно сильнейшие игроки.

HomeStory Cup

Ну а специальный приз "любимчик публики" в этот раз достается юбилейному двадцатому HomeStory Cup. Это был совершенно особенный турнир, насквозь пропитанный атмосферой любви к старкрафту и к тем людям, которые в этот старкрафт играют. Плюс необычная локация в виде курортного аквапарка, плюс местами безбашенный подход к продакшену (соревнования по водным горкам и погоня за Serral’ом на мини-джипиках), плюс куча ностальгических моментов, плюс давно знакомые лица, плюс замечательные разборы игр от топовых игроков, плюс отличные игры с участием прогеймеров со всего мира. По итогу – один из лучших турниров года, а то и последних нескольких лет.

https://www.youtube.com/watch?v=i7fsiSCjcPY

Не забудем сказать и пару строк про Корею. GSL, конечно, по-прежнему держит уровень и по-прежнему является самым конкурентным турниром в мире, но все-таки есть у этой лиги и свои проблемы. Главная из них – это очень уж сильно сократившийся пул игроков, из-за чего мы неизменно видим на этом турнире практически одни и те же лица. Но это, пожалуй, вопрос для отдельной дискуссии, и очень подробно мы на нем останавливаться не будем. А так… Три сезона GSL, два GSL Super Tournament – весьма достойно.

И все бы в этом турниром великолепии было хорошо и замечательно, если бы не пара "но". Первый негативный момент – это смазанный BlizzCon. Согласитесь, что после целого года отборочных турниров хочется увидеть соответствующий финал, а не разборку на несколько часов на арене для игр по Overwatch. Конечно, финал от этого финалом быть не перестал, чемпион от этого хуже не будет, но осадочек, как говорится, остался. Тем более что Blizzard потом и вовсе забыли (или не захотели? или изначально и не собирались?) уделить старкрафту хоть какое-то внимание в итоговом ролике по итогам BlizzCon’а.

Ну а вторая ложка дегтя в бочке меда – это он, родимый! Кто-кто? Ну баланс, разумеется!

Баланс

Игра периодически ломается. То протоссы год на феникс-адептах играют, то терраны массить воронов возьмутся, то какой-нибудь ужас вроде меха против свармхостов или блинк-эры случится. Бывает! И когда он – большой балансовый коллапс, так сказать – случился, то тут уж все решает скорость реакции и правильно принятые меры. Так вот, в 2019 году проблем с балансом хватало, а вот скорости реакции и правильно принятых мер – нет.

Starcraft 2: итоги года

Если в начале года у нас еще были какие-то варианты, то к концу соревновательного сезона на вершине старкрафтерской пищевой цепочки очень прочно обосновались зерги. Ультимативный лейтгейм в виде брудфесторов, к которым ни у одной расы не было адекватной контры, мощнейшие чизы через нидус, дичайшие свармхосты, отличная оборона на масс королевах… У зергов были очевидные условия победы в любом матч-апе и были все инструменты для того, чтобы собрать свой брудфесторовый ультимейт. Терранам и протоссам в ответ приходилось что-то постоянно придумывать, но ко всем изобретениям зерги рано или поздно находили решения, будь то позиционная игра с ядерками, баттл-мех, двухбазовые алл-ины на сентри-имморталах, зафотонивания с робо или даже попытки выйти в тоссовский масс воздух. А потом ведь еще и патч, в котором снизили стоимость оверам со скоростью, подоспел! Короче, как вспомнишь – аж в дрожь бросает.

Протоссы терпели от зергов сильно и часто. Опять же, где-то в середине года был момент, когда появились уже упомянутые двухбазовые алл-ины с сентри-имморталами, и их вроде даже как-то собирались нерфить… Вот только к тому моменту, когда дело дошло до патча, эти самые алл-ины уже перестали быть такой уж большой проблемой.

И вот как раз описанная выше ситуация отлично описывает то, что происходило в старкрафте в 2019 году. Всю вторую половину соревновательного сезона (если не больше) зерги уверенно массили инфесторов, которые являлись универсальным юнитом против любого состава армии, но как-то нерфить этих юнитов Blizzard и не думали. Плакали и плевались все, об имабалансности зергов говорил даже последний чемпион Rogue, но все как об стенку горох. Или лучше сказать – как о брудфесторов любой боевой лимит?

Так и получилось, что одной из главных интриг WCS Global Finals стало то, сколько именно из шести представленных в группе зергов выйдут в плей-офф. Окончательно триумфа (или провала – тут уж как посмотреть) не случилось, ибо Trap все-таки сумел завалить Elazer. И даже в четвертьфиналах – скажем спасибо гению Classic’а! – оказался один протосс. Но ставший уже мемом ZvZ-финал никуда не делся.

news_5e271e32a9c62.png

Протоссы, кстати, в ушедшем году отметились не только ярким периодом двухбазовых алл-инов в PvZ, но и каким-то нелепым по части сетки GSL Super Tournament, где уже к четвертьфиналам в этой самой сетке осталось 7 протоссов и всего лишь один терран. Опять же, как и на BlizzCon’е, полного триумфа/провала не случилось, ибо GuMiho все-таки дошел до финала. Да и уже к последующим турнирам ситуация по соотношению рас в Корее более-менее стабилизировалась.

news_5e271e89a98a1.png

Ну а хуже всех на топовом уровне игры себя чувствовали терраны. Вне Кореи представителям этой расы и так-то традиционно приходится тяжело, но в этот раз даже в Корее дела шли не очень. Maru выиграл четвертый подряд GSL, INnoVation каким-то чудом затащил финал WESG против Serral’а, SpeCial впервые в жизни дошел до финала турнира премьер-уровня, но на вторую часть 2019 года все терраны мира словно бы уверенно шагнули во тьму.

В последнем "глобальном патче" Blizzard основательно понерфили зергов, а поэтому сейчас состояние баланса уже не вызывает таких нареканий. Вроде бы все играбельно и даже довольно разнообразно. Посмотрим, что будет дальше.

Ах, да. Еще нельзя не отметить, что в 2019 году близзы взяли на вооружение новую стратегию в отношении карт. Если в предыдущие годы мап-пул был довольно разнообразным и обычно включал разнообразные типы карт (стандартая карта, убер-макро-карта, маленькая карта, карта с безумной планировкой и так далее), то на данный момент эти различия уже менее заметны. На это уже успели пожаловаться многие игроки (главным образом, наверное, терраны, которым и "мертвых зон" для дропов не хватает, и харассить на больших картах неудобно), но будут ли сделаны какие-то шаги, чтобы вновь сделать мап-пул более разнообразным, пока что не понятно. В конце концов, во времена былого разнообразия большинство прогеймеров все равно делали выбор в пользу стандартных карт, тогда как на всякий нестандарт можно было посмотреть по большей части только в best-of-5 и best-of-7.

Чемпионы

Изначально были планы назвать этот раздел "Игроки" и поговорить здесь о том, кто каких результатов добился в прошедшем году. Потом, однако, стало понятно, что на это уйдет слишком много времени и места, поэтому мы решили остановиться на чемпионах. На лучших из, черт побери, лучших.

Serral. Финский бог старкрафта в 2019 году уже не выигрывал всего и вся, как это было в году 2018, но по-прежнему остается главным брендом всего иностранного старкрафта. Serral – это не золотой стандарт, Serral – это смесь платины, бриллиантов и какого-то уникального сорта криптонита, который действует на корейских игроков. Чемпион WCS Spring, чемпион GSL vs the World, чемпион HomeStory Cup и чемпион Nation Wars. Да, BlizzCon Йона Соотала в этом году не выиграл – но по-прежнему остается лучшим игроком мира. Change my mind, как говорится.

BlizzCon выиграл Dark, второе место на BlizzCon'е занял Reynor, но почему-то если нужно оценить абсолютную, скажем так, силу какого-то игрока, то невольно сразу начинаешь думать о том, каковы у него шансы против Serral'а.

Легенда.

news_5e2b0a55767aa.jpg

Reynor. Золотой мальчик европейского (да и мирового, чего уж там) старкрафта. Чемпион WCS Winter и WCS Summer, серебряный призер WCS Global Finals и один из немногих, кто может на равных сражаться с Serral’ом и даже, как показал прошедший год, регулярно обыгрывать его. При этом если Serral уже вознесся в какой-то небесный пантеон, то Reynor еще ходит по земле. И очень интересно посмотреть, что же ждет его в новом году. Продолжит ли итальянский вундеркинд расти? Получится ли у него затмить Serral’а?

news_5e271ac566b2d.png

soO. В 2019 году мы увидели завершение – да не просто завершение, а самый настоящий хэппи-энд! – одного из самых долгоиграющих сюжетов в истории стакрафта. soO, после многих лет страданий и поражений, после семи серебряных медалей, наконец-то сумел выиграть турнир премьер-уровня. Да еще какой – Чемпион мира по Starcraft 2 в Катовице! И пусть больше он в этом году ничего не выиграл и скоро уйдет в армию, но это уже не так и важно. Так ведь?

Триумф soO – это, знаете ли, такой невероятно яркий огонь надежды. Символ того, что даже в такой жесткой игре, как SC2, все заканчивается хорошо. Ну, по крайней мере, иногда.

А еще этот парень, вот без шуток, был самым веселым корейским зергом в этом году. Упорно словно отрицал мету и отказывался строить масс инфесторов с брудами, из-за чего наверняка отдал несколько важных матчей; умудрился совершить слив года, отдав Neeb'у выигранную карту на Nation Wars; слил ZhuGeLianG'у и стал благодаря этому герою мема с угорающими корейцами. Однозначная победа в импровизированной номинации "самый обаятельный зерг 2019".

news_5e271acfb96c5.jpg

Stats. Дошел до финала IEM Katowice, где проиграл soO и тем самым поспособствовал хэппи-энду истории с бесконечными вторыми местами. В дальнейшем дичайше угорал после лузов soO на Nation Wars. Помимо перечисленного также вышел в финал Assembly Summer, где стал вторым за год протоссом, которому удалось обыграть Serral’а в best-of-3+. Красавец, да и только!

news_5e271adab017e.jpg

INnoVation. Южнокорейское альтер-эго Ким Чен Ына, поставил рекорд по количеству запущенных ядерных ракет в игре против Serral’а на IEM Katowice и даже сумел обыграть его же в финале World Electronic Sports Games. Ни в коем случае не лидер террановской расы, каковым периодически бывал в предыдущие годы, но в сложнейшей турнирной обстановке сезона-2019 не затерялся (по крайней мере, на время WESG) и даже сумел неслабо так разбогатеть, благо призовой фонд на этом турнире был очень серьезный. 150 тысяч за первое место – это ж примерно как 5,5 джи-эс-элей, ребята!

news_5e271ae645af9.jfif

Classic. Выступал на фоне "это мой последний турнир и последний шанс что-то выиграть" аж с 2018 года. Несмотря ни на что, все-таки выиграл GSL Super Tournament. Это, конечно, не Code S и уж тем более не BlizzCon, но трофей все равно приятный. Напоследок отметился одной из самых ярких игр 2019 года – в решающем сете Ro8 WCS Global Finals против Rogue сыграл супер-рискованный билд с выходом в блинк-дарков и снайпом зерговского мейна. Безусловно, один из самых запоминающихся моментов прошедшего года!

news_5e271ed5748d0.jpg

Maru. Когда Maru затащил первый Code S 2019 года и тем самым продлил свою чемпионскую серию до четырех побед подряд, то на какой-то момент показалось, что это парня уже никто и никогда не остановит. Однако же...

Если на секунду закрыть глаза на этот чемпионский титул, то что останется? Полуфинал еще одного сезона Code S, вылет на групповой стадии IEM Katowice, поражения в первых же раундах двух GSL Super Tournament, поражение в первом же раунде GSL vs the World. В качестве самой горькой в мире вишенки на торте – абсолютный провал в четвертьфинале WCS Global Finals.

Возможно, все это не выглядело бы настолько мрачно, если бы мы говорили о ком-то другом. Но Maru... Все уже настолько привыкли к тому, какие чудеса он творит, что просто удовлетворительные результаты воспринимаются как абсолютно провальные.

Starcraft 2: итоги года

Rogue. Чемпион мира 2018 года выиграл третий сезон Code S и, возможно, выиграл бы WCS Global Finals во второй раз в своей карьере, не попадись ему по сетке Classic со своими безумными блинк-дарками. Ну и как не вспомнить это шедевральное интервью после победы на Code S, когда Rogue совершенно спокойно заявил, что зерги – имба, и надо бы их понерфить, но лучше после BlizzCon'а. Терраны и протоссы после такого в очередной раз воззвали к Blizzard, ну а сами зерги... А зерги продолжили выигрывать.

news_5e2b135885805.jpg

Dark. Чемпион WCS Global Finals, чемпион Global Starcraft 2 League, серебряный призер Global Starcraft 2 League, чемпион GSL Super Tournament. Чистое воплощение мощи, один из самых доминирующих игроков в 2019 году. Парадокс, правда, в том, что нам по какой-то причине больше запомнились другие. Может быть, Dark в 2020 году и был сильнее всех… Но был ли он всех интереснее?

Dark'у как будто не хватает какого-то личного сюжета. Ну вот в 2016 году ByuN был "один в поле воин". В 2017 году у Rogue был киношный сюжет, где он буквально в последний момент сумел пробиться на BlizzCon и в итоге стал чемпионом мира. Serral в 2018 году так и вовсе творил историю.

Даже если посмотреть на других чемпионов 2019 года, то есть у них какая-то фишка, какой-то свой сюжет. Reynor пытался подвинуть с престола Serral'а, Classic пытался что-то выиграть на закате карьеры, Maru превозмогал за всех терранов. Про soO и говорить нечего.

А Dark? Он просто был самым крутым. Он был лучшим. Самым лучшим. И самым стабильным. Но почему-то болелось и переживалось больше за других.

news_5e271eefb2591.jpg

СНГ

Напоследок поговорим про наш регион. Мы уже так или иначе говорили о нем ранее, когда обсуждали взлет SKillous'а, выступление России на Nation Wars и киевские WCS. Но давайте еще пару десятков предложений, хорошо?

Определенно, в СНГ выросло новое поколение игроков. SKillous, Vanya, HellraiseR – они сейчас являются одними из лидеров нашей сцены. Наверное, им еще не хватает стабильности, и на топовых ивентах они все еще смотрятся в лучшем случае эдакими темными лошадками, но "Скилл" и "Хелл", как уже было сказано выше, вышли в плей-офф турнира WCS, а совсем недавно Vanya и все тот же SKillous проложили себе путь в основной этап квалификации на IEM Katowice. Также серьезно вырос за прошедший год и Bee, который сейчас является... хм-м-м... лучшим зергом в России и топ-2 зергом СНГ? При этом на пятки ему активно наступает Basset, который тоже здорово прокачался и наверняка выйдет на новый уровень в 2020 году.

news_5e2b0fecdefba.jpg

Да и вообще много в регионе ребят, которые подают неплохие надежды и часто радуют хорошей игрой, составляя конкуренцию топам и ветеранам: из протоссов это EnigmA и MindelVK, из терранов можно выделить MilkiCow, по зергам – пожалуй, GhostHell...

И это все при том, что по-прежнему играют такие матерые киберспортсмены, как BRAT_OK, Kas, DIMAGA. Ну и Bly, конечно же – несмотря на солидный по киберспотивным меркам возраст, Александр Свисюк по-прежнему остается одним из флагманов СНГ-старкрафта и одним из самых интересных и зрелищных игроков в SC2 в общем и целом.

Естественно, существует в нашем регионе и сцена, которая игроков поддерживает. "Короли СНГ" и другие турниры от Алекса 007, который по-прежнему остается главным двигателем старкрафта в регионе, успевающий и комментировать, и организовывать ивенты kaby, LAN-турниры от 3D! Clan, различные ивенты от ZERGTV, турниры а-ля "Киберион" и Первенство Москвы, а также пара сезонов StarLine с одним сезоном юниорки, периодические турниры проспонсированные/организованные поклонниками игры – наверное, это можно описать словами "много всего", верно? И это хорошо.

Такой вот год. Мы, конечно, про что-то забыли, а про что-то (в основном, про разные неприятные вещи) сознательно не стали писать. Потому что и без отдельных неприятностей было что вспомнить. А если было что вспомнить и о чем поговорить, то это значит лишь одно: игра жива, и живо ее сообщество.

Давайте хотя бы так же еще как минимум три года. А лучше – давайте лучше.

Вот на этом и закончим, а то какой-то сентиментальный пафос пошел.

Читайте также итоги года по другим дисциплинам:

  • Итоги 2019 года: PUBG, Fortnite и Apex Legends;
  • Итоги 2019 года: Hearthstone, MTG и другие карты;
  • Итоги 2019 года: Counter-Strike: Global Offensive;
  • Итоги 2019 года: League of Legends;
  • Итоги 2019 года: Dota 2;

  • Итоги 2019 года: Overwatch.

Источник

Читайте также