The Pylon Show: система ESL Pro Tour, корейская сцена, хардкорные игры и хайп вокруг SC2

The Pylon Show: система ESL Pro Tour, корейская сцена, хардкорные игры и хайп вокруг SC2

В последнем эпизоде The Pylon Show участники эфира обсудили недавно анонсированный ESL Pro Tour, поговорили о будущем корейской сцены и о возможных способах ее возрождения, а также затронули тему киберспортивных перспектив Starcraft 2 в общем и целом. Сможет ли игра, которой в течение трех ближайших лет будут управлять ESL, не только удержаться на плаву, но и приобрести новых поклонников (причем, возможно, переманив оных из других киберспортивных дисциплин)?

http://www.777111.ru/wp-content/uploads/2020/01/watchvqCk5vw_NF4M.jpg

The Pylon Show: система ESL Pro Tour, корейская сцена, хардкорные игры и хайп вокруг SC2Участники эфира:

  • Artosis – комментатор GSL, ведущий The Pylon Show и других YouTube-шоу про старкрафт;
  • CatZ – стример, владелец ROOT Gaming;
  • ToD – комментатор и стример (Starcraft 2 и Warcraft 3);
  • Maynarde – комментатор Starcraft 2;
  • TLO – профессиональный игрок.

Artosis: Вот смотрю я на все это представленное ESL великолепие и думаю – а что, как максимум, ждет в этом году GSL? А идеальным вариантом было бы просто повторить то, что было в предыдущем году. Иностранная-то сцена растет – больше турниров, больше интереса; иностранная сцена по разным параметрам становится лучше и лучше. Ребят, что вы думаете на счет разграничения по регионам? Стоит ли его убрать? Да, в этом году этого точно не произойдет, но на следующий год подобное вполне возможно. Не забывайте, что теперь старкрафтом занимается Apollo, и такой умный парень очень даже может убрать это разделение.

news_5e1e28a96de38.jpg

Система ESL Pro Tour

Maynarde: Мне кажется, что оптимальный вариант – это найти такой способ включения корейцев в систему, при котором они будут "вливаться" тонкой струйкой, а не огромной волной.

CatZ: Думаю, что если объединять корейцев с иностранцами, то тут должна быть единая система. Т.е. GSL прекращает свое существование – и тогда все играют в рамках одной турнирной системы.

Artosis: Вот только я не думаю, что возможно закрыть GSL. По множеству разных причин. У этого турнира большое историческое значение, к тому же это регулярное старкрафт-шоу для зрителей. А если там еще игроки не из Кореи выступают? Это же вообще запредельный уровень интереса.

TLO: Да дело еще и в том, что стоит GSL прекратить свое существование – и на всех киберспортивных сайтах сразу же появятся новости о том, что Starcraft умер. И не важно, что там придумают в качестве замены.

news_5e1e28d648f94.jpg

GSL была, есть и, скорее всего, будет главной корейской лигой по старкрафту

CatZ: Т.е. вы предлагаете систему с разграничением по регионам, но при этом чтобы корейцы могли играть на иностранных турнирах?

ToD: Сложно придумать такой region lock, чтобы он реально работал. Сейчас мы живем в такое время, когда многие топовые иностранцы уезжают в Корею на тренировки, и при этом у нас двойные стандарты: иностранцы могут играть на GSL, а корейцы не могут играть на иностранных турнирах. Сложно это все, запутанно.

Как по мне, так если игрок хочет выступать в определенном регионе, то он должен жить в этом регионе, а также играть на соответствующем ладдере. Тогда их соперники смогут у них чему-то учиться, и они сами, в свою очередь, смогут чему-то учиться у своих соперников. В противном случае – нужно какое-то действенное разграничение по регионам.

Maynarde: Так иностранцы это и делают – едут в Корею, играют на корейском ладдере. Но как-то странно, что у нас есть двойные стандарты. Странно. И неприятно.

TLO: В текущей ситуации лучшее решение – это добавить в сезоне один-два глобальных ивента (может быть, убрать один из турниров ESL Pro Tour, поставив вместо него глобальный). Либо же можно дать Корее 1-2 квалификационных места на турнирах системы ESL Pro Tour. В таком случае мы не окажемся в ситуации, когда в финальной сетке турнира у нас из иностранцев только Serral и Reynor, а все остальные места в топ-16 занимают корейцы. А в итоге нужна такая система, где игроки из обоих регионов смогут играть, где захотят.

Но та эпоха, когда корейцы могли просто приезжать на все турниры – это было ужасно плохо для игры.

news_5e1e29ce4ca09.png

Сетка плей-офф 3-го сезона WCS Europe 2014 года

Artosis: Я замечу, что введение европейской и американской премьер-лиг в свою очередь негативно сказалось на GSL – многие иностранные команды пригласили к себе корейских игроков, которые уехали из Кореи. GSL потерял этих игроков, а сами эти игроки, в свою очередь, сбавили в уровне игры, так как уровень конкуренции стал ниже.

Но если бы я был корейским игроком, то я, смотря на анонс ESL Pro Tour, чувствовал бы себя совершенно лишенным всяких прав. У иностранцев так много разных турниров, игроки там постоянно прибавляют в уровне, Serral уже стал лучшим игроком мира, Reynor скоро станет вторым таким же, и при этом иностранцы могут спокойно приехать в Корею и сыграть на GSL (что так-то здорово).

А вот в Корее новых игроков нет. Единственный LAN-турнир, на котором можно сыграть в Корее – это отборы на GSL. И то играют там только профессионалы. Сетки на отборах полупустые, из игроков-любителей там два или три человека от силы набирается. Все понятно, все знают, кто силен, а кто нет. Ничего не происходит.

news_5e1e2b050a5b5.png

Одна из квалификационных сеток 2-го сезона GSL 2019. Это хорошо еще, что Kas приехал, а то два пустых слота было бы. Но тут Hurricane "скомпенсировал" и не пришел на игры, а Mafia изначально ни на что и не претендовал.

ToD: И что, ты думаешь, с этим нужно делать?

Artosis: Мне нравится идея с увеличением количества глобальных ивентов. Не стоит сразу пускать корейцев на все турниры – но, допустим, на два из пяти. Корея играет на IEM Katowice, и это хорошо, это всегда получается интересный турнир.

GSL vs the World не считается – это турнир, на котором богатые становятся еще богаче.

А так вот есть в Корее, например, очень хороший игрок Natural. Но сейчас он не играет, т.к. нет у него перспектив. Но дайте ему турнир вроде IEM Katowice, где у него будут шансы войти в топ-32 и хотя бы отбить расходы на перелет и проживание – и, возможно, он заинтересуется, вернется к игре.

Maynarde: Понятное дело, что Dreamhack’и будут для иностранцев. Но я бы еще хотел увидеть несколько турниров вроде IEM, сыграть на которых могли бы все желающие. Расширенный формат, свободный доступ – пусть и иностранцы играют, и корейцы. Мы ведь любим противостояния между Кореей и остальным миром!

Но, конечно, если это постоянно одни и те же игроки и постоянно один и тот же исход, то это никому не понравится.

По ощущениям оно, конечно, кажется нечестным по отношению к Корее. Но в то же время нужно понимать, что поклонники старкрафта – это, в основном, именно иностранная аудитория.

https://www.youtube.com/watch?v=LcypyzIqoI0

В 2017 году корейский игрок NightMare показал невиданную ранее стратегию с алл-ином блинк-дарками. Увы, но выдержать конкуренцию с более опытными корейцами этот игрок в итоге не смог и в итоге завершил карьеру.

TLO: Ни в какой другой игре и ни в каком другом виде спорта нет такого, чтобы больше всего сильнейших игроков было в регионе, где эта игра не пользуется большой популярностью.

CatZ: Ну это как сравнивать. Если сравнивать по странам – например, сравнить ту же Францию с Кореей – то в Корее зрителей у старкрафта, может быть, даже и побольше будет. Но если брать всю Европу в целом, то тут уж Корея, конечно, проиграет.

Maynarde: Я хотел бы видеть больше турниров для корейцев. Три GSL и пара международных турниров – этого явно не достаточно.

ToD: TLO, вот если бы ты был главным по старкрафту, то как бы ты поступил в этой ситуации?

TLO: Как я уже и говорил, я был бы не против, если бы для корейцев проводили квалификации и они могли принять ограниченное участие на иностранных турнирах. Но не уверен, что это поможет корейской сцене, потому что тогда ездить на эти турниры будут все те же топ-8 корейцев.

Идеальным вариантом была бы такая система, при которой поехать на иностранные турниры могли бы именно молодые игроки, а не Maru, soO и им подобные. Но это сложно. Поэтому я думаю, что в реальном мире оптимальным решением будет увеличение числа глобальных турниров.

news_5e1e2cec5cdec.png

На первом корейском еженедельнике ESL Pro Tour было довольно много малоизвестных корейцев, и один из них даже дошел до Ro8. Призовые деньги, впрочем, себе все равно забрал опытный Solar.

А еще меня очень радует такой турнир, как Wardi 2020, где призовой фонд составляет 7000 долларов и где есть отдельная квалификация для корейцев. Может быть, кстати, что именно турниры от третьих сторон – не GSL и не Pro Tour – смогут заполнить имеющийся на сцене пробел.

CatZ: При этом подобные турниры как бы не являются "каноном". Что делает BlizzCon и IEM Katowice такими особенными? То, что игроки со всего мира, со всех регионов встречаются на одном турнире. А если подобные глобальные турниры будут проходить постоянно, то и изюминки этой не будет.

Artosis: Я верю, что какое-то решение проблемы может быть найдено. И я согласен с тем, что ESL могут действовать гораздо быстрее, нежели Blizzard.

TLO: Да. Мы можем даже написать Apollo и прямо сказать ему: "Чел, вот это неправильно, вот тут проблемы". Он отреагирует и решит вопрос. С Blizzard же такой подход совершенно точно не сработал бы.

news_5e1e33fdc13b9.jpg

Шон "Apollo" Кларк теперь главный по киберспортивному старкрафту. И в западном сообществе с его "восхождением на престол", видимо, связывают очень большие надежды.

Maynarde: Взять в качестве примера те же квалификации на IEM. Коммьюнити-кастеры начали жаловаться на то, что им изначально запретили включать на стримах голосовые оповещения (при этом их работу не оплачивали). Они написали Apollo, он отреагировал и за пару часов решил проблему.

TLO: Да. С Blizzard временами просто никак не выйти на связь – потому что никого нет в офисе. Apollo же постоянно "включен" в сцену, и у нас больше возможностей для прямого с ним взаимодействия.

* * *

BlizzCon, Катовице, Чемпионат мира

Artosis: BlizzCon – больше не Чемпионат мира. Главным турниром года по старкрафту будет IEM Katowice. Тут два вопроса. Что, собственно, для нас значит перенос ЧМ в Катовице? И – второй вопрос – получается, что в 2020 году у нас не будет Чемпиона мира. Не странно ли это?

TLO: Я так понимаю, тут два типа реакции. Первый – это: "Это же просто ужасно! BlizzCon – это ведь праздник игр Blizzard, и теперь там не будет Чемпионата мира по старкрафту"! Я, в целом, это чувство разделяю… Но если мы посмотрим на последний BlizzCon, то поймем, что WCS Global Finals там получились очень-так-себе-ивентом.

К тому же, судя по тому, что я слышал, старкрафт на BlizzCon’е все-таки будет – хоть в каком-то виде.

Artosis: Да. Там что-то будет.

news_5e1e2df6acfab.jpg

WCS Global Finals на BlizzCon 2019 словно были проведены с мыслью "поскорее с этим покончить": ни отдельной арены, ни толп болельщиков... В общем, никакого эпика и никакого ощущения финала Чемпионата мира.

TLO: Опять же, с точки зрения расхода ресурсов то, что старкрафта не будет на BlizzCon’е – это огромная экономия. Потому что провести турнир на BlizzCon’е, по моим представлениям, в 10 раз дороже, чем провести турнир на IEM или Dreamhack.

Maynarde: Мне говорили про бюджет старкрафта на BlizzCon’е. Я не хочу называть сумму, но это очень серьезные деньги. До безумного серьезные.

TLO: Именно. Поэтому если мы говорим об устойчивости сцены, то для нас даже хорошо, что ЧМ переехал с BlizzCon’а.

ToD: Еще если у нас есть два Чемпионата мира – на BlizzCon’е и в Катовице – то IEM в этом сравнении выигрывает. В предыдущем году уж точно выиграл. На IEM много игровых дней, куча участников! Хотя WCS Global Finals тоже хороший турнир, не спорю. Наверное, просто тайминг анонса немного неудачный.

Maynarde: В этом переносе есть смысл, тем более учитывая тот факт, что ESL настроены серьезно продвигать старкрафт.

CatZ: Еще один плюс того, что старкрафт будет на IEM World Championship – это то, что там игра сможет привлечь внимание поклонников других дисциплин, и в особенности это касается тех игр, которые делали не Blizzard.

news_5e1e2f1963fc9.jpg

IEM Katowice неизменно становится одним из самых интересных турниров в году. Пусть даже Starcraft 2 на нем отводится далеко не главное место.

TLO: Да, ведь любители игр именно от Blizzard про Starcraft прекрасно в курсе. Но вполне можно привлечь кого-то из других хардкорных игр. Потому что в других киберспортивных играх, по моим ощущениям, аудитория более казуальная. А вот какой-нибудь хардкорный поклонник Counter-Strike или Dota 2 может стать и хардкорным поклонником старкрафта.

Также тот факт, что финал Чемпионата мира теперь будет не на BlizzCon’е, означает, что на сам турнир будет отведено больше, чем два дня. На BlizzCon’е с этим как раз была проблема, потому что там главный ивент года зачастую выглядел каким-то скомканным – слишком мало времени на то, чтобы развернуться с продакшеном и достойно провести сетку на 16 человек. Отсюда же эта неловкая "неделя перед финалом".

CatZ: Я также замечу, что, на мой взгляд, многие из тех, кто когда-то начинал играть в старкрафт, затем ушли как раз в Dota 2, но при этом им до сих пор интересен старкрафт. Да и я, например, знаю сцену Dota 2 лучше, чем сцену какой-либо другой дисциплины.

TLO: Тут недавно один преуспевающий игрок в Dota 2 попросил uThermal’а потренировать его, т.к. он хотел научиться лучше играть за терранов. И такое происходит постоянно! Так что дотеры очень уважают Starcraft 2. Перспективы в привлечении аудитории доты в старкрафт, определенно, есть.

Maynarde: Мне кажется, что вообще многие старожилы киберспорта знают про старкрафт и признают заслуги этой игры.

Замечу также, что мы можем долго говорить про то, насколько Blizzard бюрократизированная и неповоротливая компания, но стоит отметить, что команда, которая отвечает за старкрафт, на самом деле ведь очень маленькая, и они все эти годы проводили колоссальную работу в условиях огромного стресса. Очень трудолюбивые парни, которые очень любят эту игру.

* * *

Starcraft и CS:GO

Artosis: ESL Pro Tour объединяет три киберспортивные дисциплины. Это Starcraft, Warcraft и Counter-Strike. Для меня как для человека, который в киберспорте варится уже более 20 лет, это выглядит очень правильно и очень логично.

Потому что в течение нескольких последних лет мы неоднократно видели, как создатели тех или иных игр прикручивают к ним киберспорт и турниры просто для того, чтобы повысить продажи своих поделок. Вот поэтому сейчас стало так много мобильного киберспорта. Вам нравится киберспорт на мобилках? Пожалуйста, пусть вам нравится то, что вам нравится. Но такие игры со старкрафтом и близко не стоят.

Вот у нас тут – вот это игры. И разница в скилле между игроками может быть просто безумной. И эти игры теперь стали ESL Pro Tour.

news_5e1e2fe9ca499.jpg

TLO: А я напомню, что Counter-Strike был мертвой игрой. Супер-мертвой! Потом выпустили Global Offensive, игра снова стала набирать обороты и вышла на лидирующие позиции в киберспорте. Подобное вполне может произойти с хорошей игрой в хороших руках.

Maynarde: И ведь в 2012 году все игроки в Counter-Strike ругались на Global Offensive!

TLO: И Counter-Strike ведь тоже далеко не самая дружелюбная по отношению к новичку игра. Если вы только начинаете играть, то убивать вас будут на раз-два. В этом плане она очень близка как раз к старкрафту. Именно Starcraft, Dota и Counter-Strike – это те игры, в которые люди с наибольшей вероятностью будут играть и через сто лет.

ToD: И Warcraft 3 еще!

TLO: Ну Warcraft… не знаю… ну, может быть. А вот перечисленные три – это те игры, в которые играют уже два десятка лет.

Maynarde: Я тут недавно разговаривал с одним стародавним игроком в Quake. Мы говорили про то, что многие современные игроки не хотят испытывать стресс во время игры, но при этом если речь идет именно про просмотр киберспорта, то вот здесь им уже хотелось бы, чтобы увиденное впечатляло. А для этого им нужно знать игру достаточно хорошо – чтобы как раз понимать, что то, что они видят, это нечто впечатляющее. И совершенно точно можно сказать, что все уважают Starcraft 2, Warcraft 3, Dota 2 и CS:GO; уважают механику этих игр и то, насколько сложно в них играть.

https://www.youtube.com/watch?v=5bpEr6hLySQ

Запись стрима Serral'а от 1-го лица, 2018 год. Как говорят на Западе, "This is what peak Starcraft esports performance looks like".

TLO: И в этих играх отличное сочетание игроков и зрителей. Потому что если мы посмотрим на ту же Overwatch, то в нее играет очень много игроков, но при этом зрителей у нее не намного больше, чем игроков. А Starcraft 2 смотрят гораздо больше людей, чем в него играют – потому что это отличная киберспортивная дисциплина. Это просто потрясающая игра для зрителей; зрители уважают игроков в старкрафт. Уважают больше, чем практически любого про в практически любой другой игре.

Я общаюсь с людьми из разных компаний, из разных сфер жизни – и им всем старкрафт нравится больше других игр. Наверное, тут как-то тоже сказывается мой круг общения, но это не отменяет того факта, что старкрафт – это очень зрелищная игра. Ни в одной другой игре нет того, что есть в старкрафте. Стоит увидеть матч по старкрафту – и ты понимаешь, что это просто безумие, и то, что творят эти парни, это просто что-то нечеловеческое.

* * *

Продвижение старкрафта

CatZ: Мне нравится ваш оптимизм насчет будущего старкрафта, но давайте не будем забывать, что в том же CS:GO, который мы здесь приводили в качестве примера игры, которой удалось восстать из мертвых, была продажа скинов. И это очень сильно помогло в возрождении игры. Не то чтобы я категорически не видел возможностей для роста у старкрафта, но! Если говорить о киберспортивной составляющей – я уверен в будущем старкрафта; если говорить о зрительской составляющей – я уверен в будущем старкрафта. А вот если говорить о старкрафте как о продукте, то здесь уверенности у меня уже поменьше.

news_5e1e3551b75a2.jpg

Мне кажется, что если мы хотим, чтобы наша игра взяла курс на быстрый рост, то мы просто должны сказать зрителям нашего шоу сделать уже что-нибудь. Мало просто сидеть, кивать и говорить себе: "О, ну теперь-то ESL наведут там порядок". Надо смотреть игру, обсуждать игру, пилить темки на реддите, снимать клипы с твича и всякое такое. Я думаю, что мы, как поклонники старкрафта, уже доросли до такого уровня.

TLO: Да. Мы не просим вас быть слепыми фанатиками. У старкрафта ведь умная база поклонников. Если есть, что критиковать – критикуйте. Высказывайте свое мнение. И Blizzard, и Dreamhack допускают ошибки. Но при этом обращайте внимание и на то, что работает хорошо.

Я согласен с CatZ’ом в том, что аудитория у старкрафта очень зрелая, но если сравнивать эту игру с возрождением той же CS:GO, то не нужно забывать, что у "контры" была мощнейшая поддержка со стороны создателей, тогда как старкрафт таковой на данный момент похвастаться не может. Но кто сказал, что ситуация не может поменяться? Если в Blizzard увидят, как важен для сообщества старкрафт, то вполне возможно, что это придаст кому-то мотивации и сил для того, чтобы и дальше работать над этой игрой. Опять же, я знаю, насколько небольшая над SC2 работает команда, и сейчас их возможности сильно ограничены.

CatZ: Отличный пример описанной тобой ситуации – это сообщество файтингов. Еще в те времена, когда SC2 был гораздо больше, чем любая игра-файтинг, сообщество поклонников этого жанра игр отличалась запредельной любовью к своим дисциплинам. Мне постоянно кто-то писал и советовал взять в команду то одного, то другого игрока. Поклонники Smash Bros и Street Fighter писали мне с подобными просьбами гораздо чаще, чем поклонники Starcraft 2. А для меня это ж вообще дичь, потому что я особо не слежу за файтингами.

Это я к тому, что поклонники той или иной игры могут создать шум, и шум этот может привести к определенным последствиям.

news_5e1e35875db7b.jpg

Super Smash Bros – это один из самых ярких примеров любви файтинг-сообщества к своим дисциплинам

TLO: Если бы старкрафтом заинтересовалось больше известных команд, то для остальных это было бы хорошим сигналом. То, что происходит с игрой сейчас, это очень хорошо – как, собственно, и сказал CatZ. Но нужно что-то большее, нужен какой-то эффект "снежного кома". Есть хороший потенциал, но чтобы он был реализован, требуются еще действия.

Maynarde: Да! У нас был подкаст, на котором мы подводили итоги года. Я, Nathanias и Artosis тогда обсуждали то, как со старкрафтом обошлись на BlizzCon’е. Мне после этого многие писали, что "да, мужик, круто ты прошелся по этим близзам". Но моя речь тогда была не об этом. Главная моя идея была в конце этой речи, и идея эта заключается в том, что хайп – это штука заразительная, а потому мы, как сообщество, можем многое сделать для того, чтобы 2020 стал прекрасным годом для старкрафта. Пусть у нас не так много игроков, денег и зрителей, как раньше, пусть мы не самая крупная киберспортивная дисциплина – но если мы все заразимся игрой, заразимся хайпом, выплеснем наши эмоции в социальные медиа, начнем писать о том, что хорошего происходит в этой игре… Ну, если кто-то увидит, что кто-то просто постоянно ноет на старкрафт, то вряд ли они заинтересуются этой игрой. Зачем смотреть тот или иной турнир, если все поклонники старкрафта на что-то жалуются и чем-то там недовольны? Почему только нытье – и нет ни положительных комментов, ни клипов с крутыми моментами из игр и так далее? Клипы, собственные турниры – это все очень важно. И возвращение Go4SC2 – это тоже очень важно, потому что это своеобразный мостик между сообществом и прогеймерами.

ToD: И давайте поменьше этих разговоров про "мертвую игру". Меня всегда бесит, когда кто-то несет подобную чушь. Тут как-то Destiny завел про это речь, когда разговор коснулся старкрафта. Как можно называть мертвой игру, в которую играют и которую смотрят тысячи зрителей? Которая набирает больше миллиона игроков в месяц (будь то сингл, кооп, кампания или что-то еще)? Но при этом очень многие именно так и говорят:"мертвая игра". Потому что старкрафт – это больше не самая крупная киберспортивная дисциплина.

То же самое, кстати, происходит и в Warcraft 3. Игру смотрят, в игру играют, от игры получают удовольствие тысячи людей. Так как можно называть ее мертвой? А тем не менее это происходит.

И по этой причине мы словно бы сидим в изоляции. Serral’а даже не номинировали на игрока года – и это самое ужасное, что я когда-либо видел.

news_5e1e35eb52b5d.jpg

Maynarde: Для меня этот мем про "старкрафт – мертвая игра" – это как аналог мему про плоскую Землю от мира видеоигр. Если человек говорит, что старкрафт – это мертвая игра, то он либо троллит, либо не шарит.

CatZ: Я думал, таких сейчас уже не осталось.

TLO: Да, почти не осталось. После того турнира по старкрафту, что мы увидели на последнем BlizzCon’е, в соцсетях была злость, но не было сообщений про мертвую игру. То есть было недовольство, но при этом в этом недовольстве была энергия. Это было нечто большее, чем просто жалость по отношению к самому себе из-за того, что с твоей игрой обошлись не так, как она того заслуживает. И это первый сигнал, который нужно подавать. Не нужно показывать слабость – нужно показывать силу!

CatZ: Я также отмечу, что у старкрафта отличная аудитория. Обычно поклонники этой игры более взрослые, поэтому у них и больше денег, которые они могут потратить. А это хорошо для ESL, ну или кто там в итоге должен получить от этой игры прибыль. Но пока это больше выражается в том, что у старкрафт-стримеров, например, довольно много подписчиков по сравнению с той же Dota 2. Ну, если говорить про соотношение зрители-подписчики.

TLO: У кого-то подписчиков даже больше, чем набирается на стриме зрителей.

CatZ: В общем, у игры есть свои поклонники. Они есть, но они просто молчат! К ним и обращаюсь: ребят, если вы есть и если вам нравится игра – перестаньте прятаться и помогайте!

Artosis: Я еще раз обращу внимание на то, что пересечение с другими играми – это, как вы уже говорили, очень важная вещь. Приехать на ивент, который проводится не на студии в Украине или в каком-то похожем формате… Присутствие на очень крупном, бурлящем энергией ивенте, где представлена еще и куча других дисциплин – это очень круто. Только теперь это не столько маркетинг от Blizzard, сколько бизнес от ESL.

По-моему, мы наконец-то возвращаемся к качеству. Я уже говорил про то, что киберспорт на мобилках – это глупо, и про то, что сейчас киберспортом хотят стать, кажется, вообще все игры.

TLO: А может начнем уже пропихивать идею разделения гейминга и киберспорта? В этом есть определенный смысл и, кажется, необходимость.

Источник

Читайте также