Старкрафт – гимнастика ума? Как увлечение играми может пригодиться в жизни

Старкрафт – гимнастика ума? Как увлечение играми может пригодиться в жизни

От компьютерных игр нет никакой пользы? А вот успешный бизнесмен Тоби Лутке так не считает. По его словам, игра в старкрафт очень даже помогает научиться оценивать ситуацию, принимать решения и признавать собственные ошибки. Мы подготовили материал по одному из последних эпизодов The Pylon Show, в котором участники эфира обсуждали, как увлечение старкрафтом может пригодиться в жизни и на эту жизнь повлиять.

https://www.youtube.com/watch?v=EQei-JzY35g

Тоби Лутке – это успешный предприниматель из Германии. По образованию он программист, но в 2004 году решил открыть свое дело и занялся торговлей досками для сноубординга. Именно тогда он столкнулся с проблемой в виде отсутствия хорошего программного обеспечения, которое позволило бы наладить работу онлайн-магазина. Тоби это программное обеспечение разработал. Именно так и появилась платформа Shopify. На данный момент в компании трудится примерно 5 тысяч сотрудников.

Раньше – в 80-е и 90-е – Тоби серьезно увлекался видеоиграми. Сначала он играл в Quake, а потом и в Starcraft. По словам Лутке, во времена оригинального старкрафта он часто ходил на разные LAN-турниры. Вот только если в Quake он был достаточно сильным игроком, то в старкрафт играл слабее.

Когда вышел Starcraft 2, Тоби Лутке, естественно, поиграл и в эту игру. Он играл в алмазной лиге, которая в момент релиза игры считалась достаточно сильной. Позже игру, впрочем, пришлось оставить, так как потребовалось направить больше внимания и усилий на собственный бизнес.

Тем не менее Тоби и по сей день остается преданным поклонником игры от Blizzard. Старкрафт-сообщество узнало о том, что СЕО Shopify увлекается SC2 во время юбилейного 20-го HomeStory Cup – Тоби удвоил призовой фонд турнира.

news_5e3d1ac4374e9.png

"Я только что узнал, что в эти выходные недалеко от Берлина проходит мой любимый турнир по старкрафку. Я люблю старкрафт и люблю киберспорт, а поэтому удвою призовой фонд турнира и доведу его до 50 тысяч".

Тоби Лутке отличается нестандартным видением бизнеса и управления. И что самое главное в контексте этого материала, он считает, что Starcraft 2 – это отличная игра для обучения разным реально полезным навыкам. Для справки: этим летом Тоби без всяких собеседований принял на стажировку в свою компанию известного в прошлом игрока в старкрафт seleCT’а. Сам Тоби считает, что высокий уровень игры в старкрафт и относительно успешная профессиональная карьера в этой игре уже сами по себе могут заменить резюме:

– Биллинговые компании – это путешествие. Успешное это путешествие или нет – зависит во многом от удачи. Но в определенных ситуациях очень решает умение принимать хорошие решения. Этот навык становится очень важным. И я очень часто замечаю, что в работе я использую те же навыки, которые применяю во время игры в старкрафт. Я думаю, что эта игра помогла мне научиться учиться, принимать правильные в долгосрочной перспективе решения.

Artosis соглашается с Тоби и говорит буквально следующее:

– Если вы можете играть в старкрафт на высоком уровне, то вы обязательно добьетесь успеха в жизни. Старкрафт – это очень сложная игра, и если вы не умеете учиться, то вы здесь никогда не выйдете на вершину.

У нас есть много примеров людей, которые очень хорошо играли в старкрафт, после чего добились значительных успехов и в других занятиях. Один из первых, кто вспоминается, – это ElkY. Один из лучших игроков в покер в мире, ныне миллионер. В свое время он был одним из лучших не корейских профессионалов. В Корее кто-то переходил в индустрию развлечений. Еще один пример – CasuallyExplained. Он хорошо играл в старкрафт, а теперь является популярным ютубером.

Старкрафт – гимнастика ума? Как увлечение играми может пригодиться в жизни

ElkY

Тоби также думает, что старкрафт помогает научиться правильному подходу к ресурсам и к тому, как их тратить:

– Самое важное – инвестиции в будущее. Принятие решений. Умение понимать, что всегда приходится идти на компромиссы. Умение отбивать атаки ценой минимального количества ресурсов, при этом все равно инвестируя в будущее. В бизнесе есть много похожих моментов, потому что ваши ресурсы всегда ограничены. В бизнесе приходится принимать похожие решения. Например, самое простое: расширяться (ставить экспанд) или нет? Здесь приходится думать и принимать решение. При этом у вас, как и в старкрафте, никогда нет на руках полной информации. Но вы можете получить больше информации, чем у вас есть. Но на это уйдет время, тогда как распоряжаться своими ресурсами вам нужно уже сейчас.

При этом в старкрафте вы с такими выборами сталкиваетесь очень часто. В бизнесе – гораздо реже.

Тоби также отмечает, что старкрафт – это постоянная практика, во время которой вы просчитываете исходы разменов, а также понимаете, что такое инфраструктура, и осознаете, что она должна работать оптимально. По его словам, ошибкой многих крупных компаний становится то, что они создают очень развитую, громоздкую инфраструктуру, но впоследствии не используют ее мощности на сто процентов. Согласитесь, в стакрафте такое тоже бывает – когда вы построили те самые восемь бараков, а ресурсов на постоянный продакшен с них не хватает. И наоборот – экономика у вас работает будь здоров, но тратить ресурсы вы не успеваете, потому что не хватает производственных мощностей.

Также Лутке согласился с тем, что в бизнесе существуют своего рода чизы – стратегии, рассчитанные на относительно краткий промежуток времени, по итогу которого компания (старт-ап) продается, но больше уже не приносит прибыли.

news_5e3d29099c358.jpg

Тоби Лутке

Старкрафт и шахматы

Многие склонны сравнивать старкрафт и шахматы (по-моему, можно даже иногда встретить высказывания в духе "старкрафт – это шахматы 21-го века"). Тоби тоже считает, что обе эти игры позволяют развивать умственные способности. При этом старкрафт, по его мнению, даже круче шахмат:

– Если я спрошу родителей какого-нибудь ребенка, как они воспримут ситуацию, если завтра их ребенок возьмется играть в шахматы и будет с упоением изучать эту игру дни и ночи напролет, абсолютное большинство будет только за. Думаю, родители совершенно верно мыслят: шахматы развивают мышление, учат анализировать ситуации.

Но насколько этот опыт применим к реальной жизни? В том смысле, что шахматы – это игра, в которой у вас есть вся необходимая информация. Однажды я спросил у успешного человека, который был также гроссмейстером по шахматам, насколько в жизни ему помогла эта игра. На что он ответил, что шахматы для него вообще никакой роли не сыграли. Я думаю, он слукавил, но тем не менее.

Я бы посоветовал старкрафт-сообществу активнее гнуть линию с тем, настолько старкрафт хорошая игра именно для детей. Родители обычно скептически или негативно относятся к видеоиграм, но так продолжаться не может – слишком уж важную роль они, видеоигры, играют в современном обществе. Видеоигры – это тот опыт и те впечатления, что будут объединять поколение современных детей.

news_5e3d1c61d8dad.jpg

По мнению Tobi, в современном бизнесе многие компании по-прежнему работают так, как будто у них на руках есть полная информация о рынке. Но редко кто готов к неизвестному, к действиям в неожиданной, непредвиденной ситуации. Опять же, один из уроков старкрафта – это понимание того, что иногда игра выигрывается в том числе и за счет того, что ты запутал своего соперника, ошеломил его. Здесь своим мнением делится известный немецкий игрок за зергов Дарио "TLO" Вюнш:

– Главное в ситуации, когда вам удается нанести сопернику урон в начале игры, – это даже не сам урон, а тот факт, что ваш оппонент уже не знает, какова ситуация в игре. Стандартный вариант без потерь – наигран тысячи раз. Но стоит протоссу потерять три пробки, как все меняется.

Когда я работал с AlphaStar, то понял, что у ИИ есть как свои преимущества, так и недостатки. Например, если мы берем какой-то нестандартный опенинг, то искусственный интеллект может быстро научиться его отбивать. Есть возможность потренироваться в каждой отдельно взятой ситуации миллион раз. Но если противник играет что-то совершенно новое, то реальный человек в большинстве случае примет более-менее правильное решение. Не оптимальное, но более-менее правильное. А вот ИИ полностью потеряется, потому что он не умеет делать необходимые обобщения. Ну, во всяком случае, пока что.

news_5e3d1cb8dd3ca.jpg

Обучение старкрафту… вне старкрафта!

Итак, что Artosis, что TLO, что Тоби Лутке сходятся во мнении, что старкрафт может помочь приобрести ценные для жизни навыки. Но возможна ли обратная ситуация? Может ли ваш жизненный опыт научить вас лучше играть в старкрафт? Artosis считает, что вполне:

– Я был очень раздосадован, потому что у нас очень мало литературы по старкрафту. Возьмите любой спорт, ну или те же шахматы – найдете сотни книг. А по старкрафту ничего и нет.

Но потом я понял, что на самом деле по старкрафту полно книг. Просто они по-другому называются. Я читаю книги про бизнес – и учусь старкрафту. Читаю про спорт, шахматы, психологию – черт, даже тут учусь старкрафту.

TLO не только соглашается с тем, что знания из других сфер жизни можно перенести на старкрафт, но и приводит пример из своей прогеймерской практики:

– Несколько лет назад существовал такой билд, как soul train. По своей сути это был алл-ин с имморталами, который зергам было очень сложно отбить. Я в то время читал книгу одного космонавта, в которой тот рассказывал, что обычно в неожиданных ситуациях люди теряются и впадают в панику, потому что все происходит очень быстро. На этот случай есть список пунктов, который составлен на основе накопленного за много лет опыта. Если человек следует этому списку, то у него получается выйти из затруднительного положения и не попасть в беду.

Я, в свою очередь, составил себе список пунктов, которые нужно выполнить для того, чтобы отбить soul train. И неожиданно для самого себя я стал выполнять необходимые действия гораздо быстрее; стал играть заметно лучше на уровне механики. Это совершенно противоречит идее гибкости, но, как выясняется, строгость и предопределенность действий иногда тоже могут быть хорошим решением.

Все, что пишут в книгах – по бизнесу, спорту, шахматам, по чему угодно – можно перенести на старкрафт. И наоборот.

news_5e3d5e6b3b5f6.png

Найденный на просторах интернета мем в тему.

Старкрафт и гибкое сознание

Увлечение старкрафтом – это еще зачастую и общение с другими людьми, в том числе и с целью обмена опытом и идеями. Именно играя в SC2 Дарио понял, насколько легко иногда бывает не замечать свои собственные ошибки, насколько легко же при этом их может увидеть человек со стороны:

– Иногда бывает так, что у вас возникает какая-то проблема в игре, начинаются сложности с каким-то матч-апом. И порой хватает пары минут разговора с другим прогеймером, чтобы он задал вам вопрос: "Погоди-ка, а почему ты вот здесь делаешь вот так"? И ты вдруг понимаешь, что у тебя полгода винрейт на 20% ниже, чем мог бы быть, просто потому что ты исполнял какой-то один компонент неправильно.

Starcraft – это, конечно, одиночная игра. Но мы часто видим примеры того, как те игроки, которые открыты к общению и стремятся обмениваться идеями с другими, становятся самыми лучшими игроками планеты.

Тоби Лутке рассказывает о книге Карэн Дуэк про мышление и подмечает, что большинство людей в описанной TLO ситуации поступили бы по-другому. TLO принял свою ошибку, в каком-то смысле помог другому человеку стать его учителем, а ведь у подавляющего большинства людей нет такой способности. В их случае подобные замечания, подобная оценка их потенциала приводят к тому, что "советчик" начинает восприниматься как враг.

TLO тут же находится и вспоминает еще один связанный со старкрафтом пример и рассказывает о том, что в традиционном для GSL групповом формате Dual Tournament игрок, проигравший первый матч, в примерно 70% случаев берет реванш, если встречается с тем же соперником в десайдере. Здесь победитель первого матча словно бы становится наставником для проигравшего, т.к. тот должен найти какое-то решение, которое позволит ему обыграть человека, которому он проиграл в первый раз.

От себя добавим, что TLO не сказал, относительно какого периода были сделаны эти подсчеты. Ну и также отметим, что иногда эти "реванши" оказываются связаны с тем фактом, что победивший в первом матче игрок использует заготовки, которые второй раз уже не прокатят.

Artosis, естественно, согласен, и в свою очередь говорит, что для того, чтобы стать лучше в старкрафте, нужно зачастую деконструировать собственное эго. Потому что если кто-то указывает вам на ошибки, то можно просто замкнуться в себе, в своем мнении и своем видении, и именно в этот момент ваш прогресс в игре останавливается.

- Когда я 20 лет назад начал играть в старкрафт, то мне казалось, что у меня к этому талант. А потом, когда я углубился в сцену этой игры, то повстречал здесь людей, которые были действительно одарены. Мне пришлось очень усердно работать для того, чтобы побороть свое эго и подняться на хотя бы сопоставимый уровень.

А по мнению TLO, нежелание игроков признавать свои ошибки и так называемое "закрытое сознание" могут напрямую сказываться на соревновательных результатах:

– Когда я играю под баркодом, то оскорбления в моей адрес прилетают в основном не от ребят из топа грандмастер-лиги или просто хороших игроков; больше всего ругаются те игроки, которым чуть-чуть не хватает для того, чтобы выйти на хороший уровень. Зачастую именно эти ребята – самые озлобленные. А стать хорошими игроками им мешает именно психология, закрытое сознание. У них хорошая механика, они играют нормальные билды, но при этом они совершенно не способны замечать собственные недостатки и ошибки. И всегда есть такой "класс" игроков – игроков, которые могли бы играть реально хорошо, но которые сами себе мешают выйти на хороший уровень.

news_5e3d26830277c.jpg

IdrA'у вряд ли можно назвать игроком, которому так и не удалось выйти на хороший уровень. Тем не менее нам кажется, что во многом в угасании карьеры этого игрока виноват именно его образ мышления.

Ну а Artosis, который сам является отцом трех детей, просто-таки не может нарадоваться тому, что его чада играют не в примитивные игрушки для мобилок, а в такие серьезные игры, как Starcraft и Legend of Zelda. По его мнению, именно такие игры заставляют детей думать, развивают критическое мышление:

Моя дочка недавно начала играть в Starcraft и Legend of Zelda. На днях играли тут с ней в кампанию первого старкрафта, и она вдруг говорит: "А построю-ка я на всех этих мостах бункеры". И я такой: "Да, это крутая идея"! Не знаю, как она до этого додумалась, но меня это очень порадовало.

На The Pylon Show часто обсуждают разные интересные темы. Потому советуем обратить внимание на предыдущие эпизоды и наши переводы:

  • Разработка SC2, современный киберспорт, free-to-play и микротранзакции
  • Прошлое, настоящее и будущее киберспортивного Starcraft 2
  • Система ESL Pro Tour, корейская сцена, хардкорные игры и хайп вокруг SC2
  • Про карты в StarCraft 2

Источник

Читайте также