Продолжаем читать про новое познавательно-научное, и эта среда не станет исключением:

• На Свитках Мертвого моря нашли скрытый текст.
  • Физические упражнения улучшают память в любом возрасте.
  • Впервые за 100 лет археологи раскопают корабль викингов.
  • Австралийцы опубликовали самое позднее видео с последним сумчатым волком.
  • Российскую бронетехнику будут маскировать новым материалом.

news_5ec50f9551f0e.png

Новости одной строкой:

• Зонд Solar Orbiter пролетит через хвост распадающейся кометы в конце мая;
  • Собаки могут подчиняться командам человекоподобных роботов, но при этом не слушаются, если команда исходит от обычной колонки;
  • Птицы разных видов могут понимать друг друга;
  • Утверждение того, что самка тиранозавра длиннее самца, может быть необоснованно. Данное предположение появилось, когда представление об этих древних животных стали популяризировать в фильмах и книгах;
  • Замороженный синапс на микрографии:

news_5ec5100d33e17.jpg

На картинке пресинаптическая терминаль (в центре справа), заполненную везикулами с нейромедиатором (голубое пятно), а также постсинаптическую клетку (в центре слева).

Физические упражнения улучшают память в любом возрасте

Новое исследование выявило, что физические упражнения усиливают кровоток в двух ключевых областях мозга, связанных с памятью. Примечательно, что этот процесс может помочь даже пожилым людям с проблемами памяти улучшить когнитивные способности.

Группа, которая занималась аэробикой, показала 47% улучшение памяти после года занятий. Томография головного мозга участников первой группы, выполненная в состоянии покоя в начале и конце исследования, также указала на увеличение притока крови в переднюю поясную кору и гиппокамп — нервные области, играющие важную роль в функционировании памяти.

На Свитках Мертвого моря нашли скрытый текст

На некоторых фрагментах Свитков Мертвого моря, которые долгое время считались пустыми, найден скрытый текст, который ученые не замечали.

Свитки Мертвого моря — это древние религиозные рукописи третьего века до нашей эры. Они были обнаружены в 1940-х годах, но до сих пор ученые знают о них очень мало.

Благодаря случайному открытию, сделанному в Великобритании, ученые поняли, что некоторые чистые фрагменты свитков, хранившихся более 20 лет в Манчестерском университете, содержат древние надписи, невидимые глазу. Разглядеть их удалось в других спектрах.

news_5ec5515412efd.jpg

Напечатанная микроракета промчалась по кровеносному сосуду

Биоинженеры напечатали микроракету с тремя соплами, которая за счет термофореза поставила новый рекорд в скорости передвижении среди микророботов — 2,8 миллиметра в секунду. С помощью фотоакустической микроскопии ученые смогли наблюдать движение микроракеты через модельный резиновый сосуд с кровью и ткани мышиного уха.

Передвижение микроракеты осуществляется за счет фототермального механизма: под пучком лазерного излучения в 808 нанометров слой золота генерирует тепло. В основании микроракеты больше золота, соответственно температура основания будет больше температуры вершины,из-за чего и возникает эффект термофореза.

Для управления ракетой ученые наводили лазер на одну из ее боковых трубок, и из-за асимметрии микроробот поворачивался в обратную сторону. Таким образом микроракета за 1,1 секунды повернулась на 152 градуса. Если же наводить лазер на все основание, то микроракета будет продолжать движение прямо. Такое управление позволит совершать точечное биомедицинское лечение.

news_5ec552da0dc2a.pngnews_5ec552dfa5c85.png

Австралийцы опубликовали самое позднее видео с последним сумчатым волком

Национальный архив фото- и аудиодокументов Австралии опубликовал видео с сумчатым волком — этот вид исчез более 80 лет назад. На 21-секундном ролике, датированном 1935 годом, изображен последний представитель вида — самец по кличке Бенджамин. Хронологически это самое позднее видео с его участием.

В 1936 году в частном зоопарке в городе Хобарт умер последний сумчатый волк — самец по кличке Бенджамин. Неизвестное ранее видео с участием этой особи опубликовал Национальный архив фото- и аудиодокументов Австралии. Запись продолжительностью в 21 секунду, демонстрирующая Бенджамина в вольере зоопарка.

Короткий ролик может показаться не слишком впечатляющим, но он важен по нескольким причинам. Во-первых, до наших дней дошло лишь около трех минут видеозаписей, запечатлевших сумчатых волков, все черно-белые и без звука. Любой новый фрагмент предоставляет зоологам ценную информацию о поведении вымершего зверя.

Астрономы подтвердили открытие двух протопланет у близкой молодой звезды

Астрономы при помощи телескопа обсерватории Кека подтвердили существование двух формирующихся протопланет у молодой маломассивной звезды PDS 70, получив их прямые изображения. Данные наблюдений позволили оценить массу протопланет и среднюю скорость аккреции вещества на них, а также рассчитать примерные орбиты.

В 2018 году астрономы сообщили о получении первого в истории прямого изображения протопланеты, обладающей околопланетным диском, в системе молодой маломассивной звезды PDS 70, которая относится к типу Т Тельца и располагается на расстоянии 370 световых лет от Солнца в созвездии Центавра. Она окружена протопланетным диском средним радиусом примерно 140 астрономических единиц.

В 2019 году в системе была открыта вторая протопланета, также окруженная околопланетным диском и растущая за счет аккреции. Однако, несмотря на то, что за PDS 70 наблюдало несколько обсерваторий, данных для составления полной картины процессов, идущих в системе, не хватало. В итоге ученым удалось получить новые прямые изображения обеих протопланет, что подтверждает их существование.

news_5ec55442804a2.jpg

Два огромных позвонка из подмосковного карьера принадлежали юрскому завроподу с исчезнувшего субконтинента Фенноскандия

В ста километрах от Москвы, возле железнодорожной станции «Пески» находится карьер, в котором благодаря добыче известняка вскрыты осадочные породы юрского периода. В 1997 году там нашли пару крупных позвонков, которые приписали огромным морским хищникам плиозаврам. Тщательное изучение этих позвонков показало, что на самом деле они принадлежали крупному динозавру завроподу. Это единственные дошедшие до нас остатки животного с исчезнувшего субконтинента Фенноскандия.

Скудные остатки хищных динозавров из Песковского карьера — единственные кости юрских динозавров из Европейской части России. По спорам и пыльце отложения подмосковного карста датированы концом батского века среднеюрской эпохи (166 млн лет назад).

А. Аверьянов определил, что животное было близко к диплодокам и относилось к семейству дикреозаврид — растительноядным динозаврам с довольно короткой для завропод шеей. Позвонки принадлежали молодому животному, на что указывали не до конца сросшиеся с телом позвонка невральные дуги и ребра с заметными швами между ними. Вероятно, динозавр достигал 8–10 метров в длину. Получается, что Песковский карьер преподнес вторую динозавровую сенсацию.

news_5ec5554256b65.jpgnews_5ec55546ad54c.jpg

Впервые за 100 лет археологи раскопают корабль викингов

Впервые за столетие археологам посчастливится раскопать корабль викингов. Уникальный артефакт поражен грибком, так что действовать придется очень быстро. Он был обнаружен в 2018 году и находится всего в полуметре под поверхностью земли на ферме в графстве Эстфолл, Норвегия. Протяженность судна составляет примерно 20 метров, а возраст — порядка 1200 лет, хотя датировка все еще остается приблизительной.

Впрочем, археологи полны энтузиазма. Прошлые раскопки кораблей викингов производились в 1868, 1880 и 1904 годах, когда на вооружении ученых не было современных приборов и методов исследований. Так что в результате мы можем получить уникальные данные, которые помогут нам по‑новому взглянуть на историю и культуру северных народов.

Монументальные корабли-могильники, такие как «Гьеллестад», возводились для наиболее влиятельных людей, живших на юге Норвегии в эпоху викингов.

news_5ec555fb8c2d3.jpg

Российскую бронетехнику будут маскировать новым материалом

Разработка существенно повысит незаметность боевых машин в условиях заснеженной местности.

Опытная партия нового материала на основе нитей с наноструктурным ферромагнитным микропроводом уже выпущена. Использование такой маскировки позволяет в 3,5−4 раза снизить дальность обнаружения военной техники радиолокационными станциями разведки и РЛС управления оружием тактической авиации и ударных вертолётов.

news_5ec5567521f53.jpg

Су-57 проходит испытания в режиме беспилотника

Перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57, который уже начали осваивать пилоты воздушно-космических сил, продолжает тесты. В том числе новинку испытывают и в беспилотном режиме.

Происходит отработка беспилотного режима на базе летающей лаборатории Т-50. Лётчик находится в кабине во время полёта, но только контролирует выполнение всех функций.

news_5ec556dd7db90.jpg

Длинные ноги динозавров были нужны не для развития скорости

Ученые долгое время считали, что длинные ноги динозавров был необходимы животным для развития скорости во время ловли добычи. Однако новое исследование предполагает другую причину.

Согласно новому анализу, длинные ноги были связаны с более высокой скоростью у мелких и средних динозавров, но это не было верно для животных весом более тонны. Ученые знали, что большие размеры тела могут ограничивать скорость, и исследование показало, что крупные виды динозавров с более длинными ногами были не быстрее своих коротконогих собратьев. Но они двигались более «эффективно».

Подсчитав, сколько энергии тратит каждый динозавр, двигаясь со скоростью ходьбы, исследователи обнаружили, что среди самых крупных те, у кого ноги длиннее, нуждаются в меньшем количестве энергии, чтобы передвигаться.

news_5ec5621dc4f52.jpg

Механики объяснили необязательность подпорок при строительстве восьмиугольных куполов

Итальянские и американские механики объяснили, как итальянским зодчим XVI века удавалось возводить большие восьмиугольные купола без использования поддерживающих приспособлений. Смоделировав на компьютере структуру кирпичной кладки таких куполов, ученые показали, что из-за механического сопротивления горизонтальных элементов купол не обваливается во время строительства, а сам поддерживает свою форму. Результаты работы интересны в том числе для развития технологий строительства с использованием роботов

Объяснение способности поддерживать равновесие без дополнительных приспособлений помогает не только строителям или механикам. Например, американские зоологи показали, что равновесие, которое поддерживают фламинго, стоя на одной ноге, помогает им не затрачивать мышечных усилий и экономить энергию.

news_5ec563d426c82.jpg