Пролига: хорошее, плохое, нелепое. Часть 1

Пролига: хорошее, плохое, нелепое. Часть 1

Продолжаем вспоминать корейский старкрафт. На этот раз речь пойдет про самый скучный матч в истории Пролиги, про зарождение унылейшей меты в Heart of the Swarm, про самого неудачливого эйса в истории , про великого мастера TvT и про игрока, который возник из ниоткуда и в никуда исчез, успев при этом обыграть самого TY.

news_5f438817c0a75.png

Десятилетний юбилей Starcraft 2 стал поводом для того, чтобы все игровое сообщество отправилось в ностальгическое путешествие в прошлое. Среди поклонников игры есть и такие, для кого первое, что приходит в голову при словах "старкрафт" и "ностальгия", – это корейская Пролига. Равных этому ивенту не было: захватывающие эйс-матчи, соперничество между командами, отличные промо от SPOTV, потрясающая поддержка фанатов. Получить свое место под солнцем могли самые разные игроки, будь то игрок из второго состава, которому удалось выиграть свой сет с помощью необычного билда, или же звезда, которая посредством одного героического выступления за другим удерживала свою команду на плаву. В отличие от индивидуальных турниров, где ждать матчей между любимыми игроками приходилось неделями и месяцами, на Пролиге команды сходились в сражениях каждую неделю.

Но Пролига могла не только блистать соревновательным великолепием. Здесь находилось место и странному, нелепому и просто-напросто смешному. Давайте повспоминаем пусть не величайшие моменты в истории этого турнира, но такие эпизоды, которые в любом случае стоит вспомнить.

BrAvO попадает в ловушку в созданном Reality и Soulkey подземелье пыток

news_5f43812be5d6b.png

Посмотреть запись игры можно здесь. Но честно предупреждаем, что лучше этого не делать.

Сложно найти в сообществе Starcraft человека, который не слышал про устроенный Soulkey и BrAvO фестиваль сна на Star Station. Неважно, смотрели вы этот матч в прямом эфире, лично присутствовали на игре или же решили, услышав отзывы об этой игре, посмотреть запись – вследствие серии самых нелогичных причин эта игра запоминается на всю жизнь. Вместе с аналогичными исчадиями ада в лице Stephano vs Petraeus и MaNa vs FireCake эта игра образует проклятую троицу игр эпохи HotS, которые наглядно иллюстрируют, что бесплатные юниты это корень всех зол.

Там, где многие сказали бы "а", я скажу "б". Я не буду распространяться про дизайн свармхостов и размышлять про то, был ли он изначально ущербным. Я не буду расписывать шансы Reality на победу в том случае, если игра продлилась бы еще несколько часов. Вместо этого я сфокусируюсь на персонаже, который в этой истории не получает достаточно внимания. И персонаж этот – BrAvO.

Давайте опрокинем запоздалый стаканчик за человека, оказавшегося истинной жертвой самой долгой игры в истории Пролиги. В те времена на турнире в кабинке был еще один дополнительный компьютер, за которым мог разогреться игрок, которому предстояло играть свой матч следующим. Конечно, в том, чтобы дать возможность следующему в очереди размяться перед матчем, был смысл. Но сажать его при этом в ту же кабинку, где находится игрок, который сейчас проводит официальную игру? В этом смысла уже не особо много. И тут, понимаете ли, какое дело… Дабы не нарушать ход соревнований, разминавшемуся игроку было запрещено выходить из кабинки до тех пор, пока не будет доигран текущий сет (и мы здесь не будем вдаваться в детали того, сколько инсайдеров уже говорили, что звукоизоляция кабинок на киберспортивных соревнованиях – это шутка, и что кабинки эти нужны просто чтобы впечатлить зрителя). Вы правильно поняли: BrAvO оказался в ловушке в кабинке на два с лишним часа. Он не мог пойти попить воды, не мог выйти в туалет, вообще ничего не мог сделать. Все, что ему оставалось, – это разогреваться против A.I. до тех пор, пока Reality и Soulkey не завершат свой богом проклятый матч.

news_5f43801b0cb0b.jpg

Твое лицо, когда лучше бы ты был где угодно, но только не здесь.

Самым смешным в этой трагедии (ну или самым трагичным в этой комедии) является тот факт, что BrAvO по итогу даже не пришлось играть. Матч проходил в формате all-kill, то есть менеджеры команды отправили BrAvO разогреваться на тот случай, если они захотят поставить его на следующий сет – но гарантий в том, что выберут именно его, все равно не было. И когда Soulkey, порядком утомленный двумя подряд играми против Reality (в первой была зафиксирована ничья и назначен регейм), проиграл Shine’у, менеджеры SKT решили, что получается неудобный для BrAvO матч-ап. Поэтому на следующий сет вместо него вышел Rain.

Если так подумать, то спасти BrAvO от страданий можно было бы достаточно легко. Для этого хватило бы нескольких компьютеров для разогрева, которые находились бы вне игровой кабинки, плюс нужно было задействовать технику быстрой смены SSD – это стандартная практика для практически любого современного турнира. Но это слишком уж логично для такой организации, как KeSPA. Не забывайте, как эта орга сделала так, что неправильно написанное "gg" стало считаться преступлением, за которое карали мгновенной смертью (в игре). Не было смысла в том, чтобы BrAvO сидел запертым в кабинке, пока Soulkey и Reality убивали нас скукой, но отсутствие смысла прослеживается во многих решениях KeSPA.

Так что когда в следующий раз будете смотреть Soulkey vs Reality, не забудьте, что вы-то за это время можете сделать себе еды, погулять с собакой, обсудить с друзьями в дискорде допущенные прогеймерами ужасные ошибки, но в это время в созданной вами альтернативной реальности BrAvO в десятитысячный раз оказывается подвергнут пролиговской версии метода Людовика.

Бонджва* BrAvO
(* в течение ровно 32 минут игры, состоявшейся 20 июля 2015 года)

news_5f4381174a8a1.png

Посмотреть запись игры можно здесь.

После всего, что ему довелось пережить, BrAvO имеет право получить в свой адрес немного любви.

В матче-открытии 4-го раунда сезона 2015 года BrAvO поднялся с лавочки, на которой сидели игроки Samsung (это он после тех страданий в матче Soulkey решил уйти из SKT?), для того, чтобы попробовать оспорить превосходство Maru. Будущий четырехкратный чемпион Code S тогда переживал не самые лучшие времена. В начале 2015 года он выиграл первый сезон SSL и, весьма вероятно, был на тот момент лучшим терраном мира. Но если другие игроки за терранов в том году постепенно прибавляли по мере того, как все более эффективной становилась игра через механизацию, звезда Maru наоборот немного потускнела. Он по-прежнему был одним из лучших игроков мира, но он был до мозга костей игроком в био. Конечно, заказывать танки он умел достаточно хорошо, но оптимальный состав террановской армии в те времена немного расходился с его сильными сторонами.

Тем не менее по сравнению с BrAvO Maru тогда был игроком просто из другого мира. Будучи одним из тех прогеймеров, которые пришли в SC2 вместе с тем, как на эту дисциплину в 2012 году переключилась KeSPA, BrAvO ни разу в своей карьере даже не вышел в Code S. Но при этом нельзя сказать, что он был плох. Он смиренно исполнял свою роль нишевого игрока сначала в Woongjin Stats и SK Telecom T1, а затем перешел в Samsung Galaxy, где в ходе Пролиги-2015 и оставил свой след в истории как специалист по TvT-механизации.

news_5f43815145a27.jpg

В общем-то, практически одно и то же.

Большинство болельщиков не видели у BrAvO каких-либо шансов на победу против Maru. Потому что Maru, конечно же, сделал бы в той игре то же самое, что в прошлом не раз уже проворачивал с более слабыми игроками – задропал бы и захарассил его до смерти. Так ведь?

В отличие от уже упомянутой игры Reality vs Soulkey, здесь я действительно хочу, чтобы вы посмотрели эту игру. Поэтому расскажу о происходившем только в самых общих чертах.

Maru играл ровно так, как и нужно было BrAvO. Примерно на семи минутах Maru поставил дополнительную факту; любая агрессия с его стороны к тому времени уже пошла прахом в силу как выстроенной BrAvO обороны, так и массивного пространственного буфера в виде перекрестных респаунов на Cactus Valley. Maru удалось удачно провести несколько сражений, а его микро и мультитаск в отдельных эпизодах заметно превосходили то, что мог показать BrAvO. Вот только не нужно вводить себя в заблуждение – BrAvO полностью контролировал ход матча. Он более активно занимал новые локации, он правильно прессинговал своего соперника, он постоянно имел преимущество по составу армии. И в конце концов, после 30 с лишним минут доминирования, он нанес завершающий удар.

Остался лишь один вопрос, и ответ на него останется неизвестным, даже если речь идет о самых тяжелых ситуациях. Если бы ваша жизнь зависела бы от результата одного-единственного матча, то кого бы вы взяли себе в команду? Игрока-специалиста, общий уровень игры которого ниже, или же в целом превосходящего своего конкурента игрока, который только-только пробует в деле новую стратегию? По крайней мере в тот день BrAvO забрал победу себе, заодно показав всем слабые стороны Maru и объяснив всем нам, кто является истинным мастером механизации.

Solar спасает и уничтожает фэнтези-Пролигу

news_5f438255c383a.png

Для некоторых из посетителей TL.net фэнтэзи-Пролига была даже интереснее, чем Пролига реальная. Это мероприятие, история которого тянется еще со времен Brood War, позволяет участникам составлять свою собственную команду на каждый раунд. В дальнейшем они получают очки в зависимости от того, как удачно выступают выбранные ими игроки. Главный стратегический компонент здесь – это бюджетирование ростера, так как на приобретение игроков выделяется ограниченное количество "кредитов". Эйсы вроде herO, INnoVation’а, Maru и Zest’а стоили немало, что серьезно сказывалось на дальнейшем выборе игроков для команды. Впрочем, обычно такие титаны стоили своих денег, потому как победивший на эйсе игрок приносил своему обладателю целых три очка!

news_5f4382c3bd053.jpg

Воззрите! Худший и одновременно лучший раунд в истории Пролиги!

В 2015 году RorO завершил карьеру, после чего эйсом команды Samsung Galaxy стал Solar. В прошлом году мы уже могли видеть проблески того потенциала, что были у этого молодого зерга – он несколько раз вышел в плей-офф GSL и даже взял пару относительно небольших зарубежных турниров. Теперь пора было сделать следующий шаг: улучшить винрейт на Пролиге, где он до сих пор был ниже 50%, и тем самым доказать всем, что он достоин выступать на позиции эйса. В таком контексте – учитывая то повышение, которое Solar получил в рядах своей команды, а также его игровые возможности – в фэнтези-Пролиге на TL.net за этого игрока брали такие же "деньги", как и за других эйсов.

К сожалению для Solar’а, в 2015 году на Пролиге он выступал катастрофически плохо. В принципе об этом достаточно красноречиво свидетельствует и статистика – 5:14 по картам, 1:5 на эйсах. Но его результаты на фэнтэзи-Пролиге даже более ярко рассказывают историю о том, насколько плох он был. В первом раунде Пролиги-2015 Solar в первый и последний раз в истории фэнтези-Пролиги заработал отрицательную статистику.

Дело в том, что очки на фэнтэзи-Пролиге выдавали примерно так же, как поощрения в детском саду – то есть очки ее участники получали практически за любое действие. Выиграл матч – получил очки. Выиграл несколько матчей подряд – получил очки. Твой игрок попал в состав – ты получил очки. Иногда можно было получить очки, даже если ваш игрок не вышел на матч – главное, чтобы победила его команда!

Даже если игрок проигрывал все свои игры, то у него по итогу было 0 очков. Так было бы и у Solar’а с его 0:3. Если продолжать сравнение с детским садом, то для того, чтобы потерять очки, нужно было бы сделать что-то очень, очень нехорошее. Например, проиграть архиважный эйс. А Solar за один раунд проиграл таких эйсов три!

https://youtu.be/DsNQUEdG-p4

И то были просто ужасные сливы. Solar раз за разом находил все новые способы проиграть. На первой неделе он проиграл баньшам Bbyong’а. Потом он куда-то зафутболил преимущество в 50 лимита, позволив YoungHwa заблинкнуться к нему на мейн и поставить форсфилд на рампу. Он успешно отбил ранний пул Curious’а, но через 15 минут отдал игру, которую почему-то решил отыграть через абсурдную комбинацию муталисков и свармхостов. Да и вообще Samsung Galaxy в том раунде выиграли всего лишь один матч, и Solar в нем не выходил.

Правда, в результате странного стечения обстоятельств Solar на фэнтэзи-Пролиге спас столько же команд, сколько и похоронил. Дело в том, что менеджеры фэнтези-лиги заставляли игроков выбирать небольшую "анти-команду", и набранные этой командой очки работали против вас. Так что те, у кого хватило проницательности для того, чтобы взять в свою анти-команду Solar’а, в результате получили дополнительные баллы.

Solar впоследствии добился больших успехов в Legacy of the Void, но нет никаких сомнений в том, что Пролига-2015 стала для него катастрофой. Samsung так полностью и не восстановились после ухода RorO, и во многом это можно списать на то, что Solar и близко не выдавал таких результатов, как чемпион Code S. И пусть я уверен, что сам Solar предпочел бы, чтобы мы забыли эту историю, но именно он так и останется самым неудачливым эйсом в истории Пролиги. А в лоре фэнтези-Пролиги его будут чтить как лучшего анти-игрока всех времен.

Зашквардевр: soO vs YoDa

news_5f4387f700c03.png

Заценить катку можно по ссылке.

Не каждая ужасная игра заслуживает отдельной статьи, так что считайте эту часть бонусом!

Если хотите тылдыр, то тут все просто: soO плохо играет лейтгейм, черепашья механизация это плохо, бла-бла-бла. Но именно этот матч примечателен как раз тем, что это один из самых первых примеров использования черепашьего меха, которое бурным цветом расцветет в позднем HotS.

Начало 2015 года. soO только что провел самый успешный год в карьере. Вместе с этим 2014 год был также наименее продуктивным для террановской механизации. Нерфы хеллбатов в 2013 году изувечили эту композицию до такой степени, что против протоссов в 2014 году механизация не работала вообще никак. Ее редко применяли в TvT, а в TvZ игроки после того нерфа почти всегда отдавали предпочтение био и минкам.

Но нельзя сказать, что танки и торы были плохими юнитами. В конце концов, сказать спасибо за успехи механизации нужно муп-пулу и обновленным свармхостам. Но еще за несколько месяцев до того, как мех "засиял", YoDa продемонстрировал нам, чего может добиться эта сверхпассивная композиция армии.

Стоит отметить: в этой игре нет ничего приятного глазу, но чего у нее не отнять, так это мрачной абсурдности.

Вот, например, отметка в 22 минуты. soO катается в деньгах – у него 10к минералов на 6к газа. Это следствие того, что YoDa в первую очередь думает о безопасности, а не о каких-то контактах с соперником. soO занял семь из одиннадцати имеющихся на карте баз, но, кажется, совершенно не знает, как ему закончить игру.

А как насчет посмотреть на отметку в 33 минуты? soO отдает своих свармхостов и в итоге танки убивают ему две базы и 37 рабочих. Ну а дальше мы видим то ли явление божества, то ли какой-то лихорадочный бред. soO решил, что восстанавливать рабов ему не нужно, так как на такой вот черный день он скопил у себя 12к на 10к. Так что игрок решил добавить в армию коррапторов. Еще пару минут назад у него было каких-то 60 коррапторов, а теперь стало 75.

За всем этим последовала самая эстетически приятная атака в истории зергов. soO рассплитил своих коррапторов красивой полудугой и ринулся в атаку на армию YoDa’ы.

https://youtu.be/P5f9BlPn-Rw

Эх, если бы именно так выглядела игра на пределе.

Разменялся soO достаточно неплохо. После небольшого затишья, которое игроки потратили на то, чтобы вновь сделать себе максимальные лимиты (soO построил миллион коррапторов и брудлордов, YoDa же клепал торов и всяких летающих юнитов), битва продолжилась.

Вновь прекрасная дуга. Но в этот раз у soO, кажется, получилось пробить оборону своего соперника. Во всяком случае, так казалось до того момента, когда вы понимали, что у soO стремительно заканчивались ресурсы, а YoDa строил очень много торов.

Промотаем на 44:00. soO, несмотря на свое преимущество по армии, почему-то так и не напал на своего соперника, а вместо этого потратил время на то, чтобы потерять дронов на заездах геллионов. YoDa же все это время, прикрывшись стеной туреток и планетарок, продолжал качать ресурсы и оптимизировать свою армию. Еще несколько атак – и soO оказался в очень затруднительном положении. У него оставалось совсем мало рабочих, возможности восстановить армию не было.

На отметке в примерно 47 минут наше путешествие походит к концу. Здесь soO наконец-то решает, что пора дать бой. Армия YoDa'ы, которая была такой же мощной, как и все в истории Starcraft, с радостью приняла приглашение – и просто разбила в пыль последнюю попытку этого докучливого зерга что-то сделать в этой игре.

Повторюсь, в этой игре не было ничего приятного. В ней не было ничего интересного. Но она была в высшей степени поучительной. Это был первый взгляд на истинную силу меха и еще один взгляд на то, что является ахиллесовой пятой soO. Редко бывает, что настолько бестолковая игра оказывается настолько важной, но это как раз тот случай. soO vs YoDa. Советую смотреть хотя бы на х2.

Вы и забыли, что был такой парень, как Guilty. Но это нормально

news_5f43867b7c865.jpg

Одно из самых главных преимуществ командных лиг заключается в том, что здесь даже не самые успешные в индивидуальном плане игроки могут получить свой шанс добиться славы. Чтобы далеко пройти на сетке на индивидуальном турнире, ты должен быть игроком экстра-класса, но вот на командных соревнованиях частенько бывает такое, что и новичку или же просто менее известному игроку удается урвать свой момент славы, использовав какой-нибудь неповторимый билд.

К несчастью для наших отважных андердогов, на бумаге все выглядит гораздо проще, чем оказывается на практике. Конечно же, непредсказуемые опенинги и билды могут удивить среднестатистического чемпиона Code S, но полученное за счет неожиданных ходов преимущество не может компенсировать пропасть в скилле между игроками вроде Daisy и eMotion с одной стороны и Maru и INnoVation'ом – с другой.

В общем, когда стало известно, что в первом матче KT в сезоне 2015 года TY сыграет против Guilty, то сложно было не поставить на разгромную победу TY. Потому что Guilty был, по-простому говоря, ноунеймом. Несмотря на то, что он уже три года был "профессиональным игроком в Starcraft 2", Guilty еще ни разу не выходил в Code S и ни разу не выходил на матчи Пролиги – даже несмотря на то, что играл за довольно посредственную по меркам этого соревнования Samsung Galaxy.

Что же должен был сделать Guilty, которому в дебютном матче на Пролиге предстояло сыграть против одного из лучших корейских терранов? Против игрока, который в предыдущем сезоне принес KT чемпионский трофей? Конечно же, больше всего шансов на победу у него было бы, сыграй он какой-нибудь прокси или чиз. Но, к огорчению болельщиков Samsung Galaxy, сам игрок и его тренеры, кажется, сделали выбор в пользу игры в стандартное макро.

Прошло девять минут игры. У TY и Guilty было примерно одинаковое количество викингов, воронов, танков и мариков. Но, как того и следовала ожидать, класс TY был очевиден. У него было почти на десяток рабов больше, а благодаря активным действиям игрока КТ на карте Guilty никак не мог наказать своего соперника за жадность.

TY должен был бы легко оформить победу, но Guilty вдруг добавил в свою армию одну-единственную баньшу. TY вынужден был собрать свои танки, и в этот же момент терран из Samsung набросился на него и полностью уничтожил эту боевую группировку.

https://youtu.be/NfsmSWLDdpY

В такой ситуации более слабый игрок обычно сломив голову несется в атаку, но Guilty ни разу не собирался терять самообладания. После затянувшейся осады, которая не позволила TY выйти с базы, Guilty исполнил атаку по двум направлениям, одновременно напав на мейн и на натурал своего соперника. TY потерял 18 рабочих, а исход игры был, казалось, предрешен.

Guilty уверенно контролировал ситуацию. Может быть, у TY и было больше танков, но у Guilty была лучше экономика, у него было преимущество по апгрейдам и огромное количество пехоты. TY изо всех старался максимально усложнить своему сопернику жизнь, при этом по возможности сохраняя незыблемость своей обороны, но в какой-то момент скан сообщил Guilty, что армия TY находится в уязвимой позиции рядом с натуралом. Guilty нажал на спусковой крючок и в процессе уничтожения армии своего соперника даже кинул ему пару мулов.

Прошли годы – и карьеры TY и Guilty сейчас, что называется, и рядом не стояли. TY выиграл WESG, IEM и GSL, тогда как для Guilty первый матч на Пролиге стал вместе с этим и предпоследним. В следующем матче он проиграл Dark'у и больше никогда не выходил на сцену этого ивента. Так что два этих матча – против TY и против Dark'а – это все, что Guilty наиграл в телевизионных турнирах. Некоторые даже предполагают, что Guilty мог быть призраком, который однажды приобрел материальные очертания только для того, чтобы испортить TY его день.

Но все-таки тем январским вечером Guilty получил свой момент славы. То была игра, в которой он вознесся над своим статусом запасного игрока, испытал на себе обожание, которое достается самым лучшим, и оправдал все те годы времени, которые он провел в тренировочной комнате. Игра на King Sejong Station стала всего лишь сноской в книге истории, но ни один истинный фанат Пролиги никогда не забудет тот вечер, когда Guilty обыграл TY.

  • Автор оригинального материала: Mizenhauer
  • Редактор: Wax
  • Статистические данные: aligulac.com и Liquipedia

Источник

Читайте также