ThorZaIN: "Мой разум пытался найти доказательства того, что я не так хорош, как другие"

ThorZaIN:

Когда-то весьма успешный игрок за терранов, а ныне тоже весьма успешный игрок за хуманов Маркус "ThorZaIN" Эклоф дал интервью TL.net. Речь шла про старые добрые времена, про победы на самых памятных турнирах, про внезапное завершение карьеры и про решение стать врачом, а также про психологическую войну с самим собой.

news_5f2eb0591f459.jpg

Летом 2011 года шведский игрок за терранов ThorZain в мгновение ока преодолел путь от ноунейма до звезды. Обыграв таких соперников, как FruitDealer, MC и NaniWa, он стал чемпионом TeamLiquid Starleague 3. С этого момента он оставался одним из самых популярных терранов ранней эпохи Starcraft 2 и даже присоединился к альянсу Evil Geniuses и Team Liquid для того, чтобы вместе с этими командами выступать на корейской Пролиге.

А потом, уже в 2014 году, ThorZaIN внезапно и без лишней помпезности завершил карьеру профессионального игрока.

Через девять лет после той знаменательной победы на TSL 3 репортер Waxangel связался с ThorZaIN’ом, дабы вместе повспоминать ранние годы профессиональной сцены Starcraft 2, поговорить о тревожности и сомнениях, которые скрывались за славой и почетом, а также обсудить, как переживания повели его по дорожке к тому, чтобы стать врачом.

– Ты без лишнего шума ушел из соревновательного SC2 в конце 2014 года. Расскажешь, чем занимался с тех пор?

– Осенью 2013 года я пошел учиться на врача, хотя поначалу еще собирался продолжать играть. Но поиграл месяцев десять – и вроде как потерял интерес к игре. Хотя время на тренировки было, не то чтобы я был как-то сверхзагружен. Но если я хотел продолжать играть на хорошем уровне, то нужно было бы жертвовать реал-лайфом. Вот только я в то время переезжал в другой город, как раз знакомился с новыми людьми, и поэтому у меня возникло ощущение, что много играть мне не стоит.

Так что года, наверное, до 2016 я почти не играл в старкрафт. Потом появилось много свободного времени – и я снова стал поигрывать. И в том году я играл довольно много, снова набрал приличную форму. Но это было временно, в какой-то момент все равно пришлось вновь бросить.
В январе 2019 года я закончил учиться и с тех пор являюсь интерном. Ну а если говорить про игры, то я сейчас много играю в Warcraft 3.

– Мне кажется, что у многих из тех парней, что завершили карьеру, по-прежнему сохраняется желание выступать на соревновательном уровне. Ты из этой же когорты?

– Да, я люблю соперничество. Для того, чтобы стать прогеймером, нужно искренне любить соревноваться с другими. Так что оно и понятно, что потом ты по этому скучаешь. И я нашел, как восполнить этот недостаток соревнований в жизни, – сейчас я играю в варкрафт, причем на довольно высоком уровне. Но вместе с этим я тут без обязательств. Мне такой вариант вполне подходит, ведь у меня сейчас есть полноценная работа.

– Но ведь это немного другое? Играть ради фана и играть на самом высоком уровне, соревнуясь с другими игроками, – это же разные вещи?

– Когда играешь в игру, хоть в рейтинговом режиме, хоть нет, ты будешь по-другому... Ну, там не такие перед тобой задачи, как в старкрафте. Когда я стал прогеймером... В общем, я разделял одно и другое. У меня была цель быть прогеймером, а также цели в игре. А сейчас у меня только цели в игре.
Что касается цели "быть прогеймером" – строить карьеру, зарабатывать себе имя – то обеспечить меня подобными задачами может та профессия, которую я выбрал в реальной жизни.

– А тебя нравилась эта составляющая работы прогеймера? Сама идея того, что ты не просто пытаешься выигрывать турниры, а еще и карьеру себе создаешь? Это приносило тебе удовольствие, или же от этого был только дополнительный стресс?

– Думаю, что если говорить о той части моей карьеры, которую можно назвать "быть на виду у публики", то мне всегда очень везло. Я не был из тех парней, которые постоянно и помногу стримят; я не был из тех парней, с которыми всегда связана какая-то драма; я не отличался каким-то ярким чувством юмора. Но при этом мои победы на турнирах, результаты моих выступлений – вот они, несмотря ни на что, принесли мне известность, и мне даже не пришлось как-то особо стараться, чтобы эту известность заработать.
В общем слава досталась мне в качестве бонуса, и проблем с тем, чтобы ее добиться, не было. Ну ту же TSL3 вспомнить – история в духе "Золушки", и уже благодаря этому турниру я, бывший до этого никем, привлек к себе серьезное внимание.

https://youtu.be/RXMWLWhHtUI

– А какой у тебя был настрой тогда, в 2011 году? Вот после того, как ты прошел отборочные на TSL3? Не нервничал и собирался просто отыграть себе в удовольствие?

– SC2 выпустили примерно тогда же, когда я закончил школу. Я поставил себе цель – за год стать прогеймером. Если бы у меня не получилось за год, то, вероятно, не получилось бы никогда. Но многие из моих друзей и из тех, кто вместе со мной играл в Warcraft 3, смогли стать про, поэтому и мне казалось, что у меня получится.

Когда я прошел квалификации, то получил дополнительный заряд уверенности. Также не могу сказать, что у меня в то время была какая-то тревожность – на турнирах я всегда был андердогом, терять мне было нечего. Например, если говорить про ту же TSL3, то я всегда выступал намного лучше в ситуациях, когда был андердогом.

Помню, я как-то говорил про это с, наверное, NaNiwa'ой – так у него ситуация была прямо противоположная. Когда он играл против Mvp или другого игрока, который, как ожидалось, должен был его победить, то он всегда отыгрывал хуже, нежели чем против тех, кто считался слабее. А у меня вот все совсем наоборот. Наверное, просто разная психология.

– Если вспомнить TSL3, то ты там в каждом раунде был андердогом?

– Не думаю, что я считался таковым против Tyler'а/NonY, ну и с Kas'ом у нас силы тоже были примерно равны. Но вот против MC и FruitDealer'а – там я андердогом был точно.

– Когда было интереснее всего быть прогеймером?

– Сложно ответить на этот вопрос. У меня постоянно было то "в гору", то "под гору". Ну, я про свое психологическое состояние говорю. Потому что...

От меня многого ждали, а я переживал из-за того, что не смогу так вечно. И из-за этого существовала этакая фоновая тревожность; плохое настроение. Ну вот очень плохое. Если сейчас вспомнить, так бывали времена, когда я сам сказал бы, что у меня депрессия.

Но и невероятно радостных моментов тоже было очень много. Так что тут сложно сказать... Я не знаю, ну вот даже в 2011 году – когда я ездил на все MLG, знакомился с новыми людьми, у меня начиналась новая жизнь – это было очень здоровское время. Но тут же и Корею можно вспомнить, и как я там жил и как осваивался в новой культуре. В общем, я не могу выделить какой-то конкретный период и назвать его самым лучшим. Всегда были и хорошие моменты, и плохие.

И еще у меня очень хорошие воспоминания остались с тех времен, когда мы с друзьями играли в бету SC2. Мы обсуждали игры и говорили, что "у нас все получится, мы добьемся серьезных успехов". А потом мне вспоминаются мои последние месяцы в игре, мой последний HomeStory Cup и то, что было до него, – и это огромное количество потрясающих моментов. Мне очень сложно сказать, что был в моей карьере какой-то конкретный период, который я мог бы назвать лучшим.

Вспомнить ту же Корею – было весело, хороший опыт. Но там хватало и таких периодов времени, когда ничего особо не происходило. А вот когда ты каждую неделю едешь в другой уголок мира для того, чтобы сыграть на каком-то турнире – тут и воспоминаний больше остается. Так что, может быть, времена IPL, времена MLG – они в каком-то смысле были особенными.

– По чему из того времени, когда ты был фулл-тайм прогеймером, ты скучаешь больше всего?

– Наверное, по людям и... как это называется... по тому, что ты свободен, так как у тебя нет какого-то фиксированного расписания.

– А ты много тренировался? Как выглядела твоя жизнь?

– Я всегда слишком много переживал из-за статистики и тому подобной фигни. Поэтому на ладдере я играл мало – только тогда, когда мне казалось, что у меня идет игра. Так что если я был уставшим или голодным, то не играл, и из-за этого тренировался меньше, чем некоторые другие игроки. Но какого-то фиксированного распорядка жизни у меня не было. Я не вставал в девять, чтобы потом тренироваться шесть часов, ну и далее в этом духе.

– Когда ты говоришь, что скучаешь по людям, ты кого-то конкретного имеешь в виду? Или ты это про сообщество в целом?

– Да, всегда есть какие-то "свои" люди. Ну, конечно же, в каком-то роде я и болельщиков тоже имел в виду, но в то же время и друзей, с которыми тогда общался. Моих тиммейтов. Сейчас если повспоминать, то теснее всего я общался с теми, с кем вместе играл в Mousesports, а не с теми, с кем был в EG. Мы были близкими друзьями с MaNa'ой, и очень круто было тусить с HasuObs, MorroW, biGs и остальными.
Корейцы тоже вспоминаются. С ММА мы какое-то время были как бро, и здорово было потом пересекаться с ним на турнирах.

– Он тебя еще называл то Zain, то Jane.

– Да, именно так.

В общем, корейцы, с которыми я жил, и ребята из Mousesports. Да и ребята из EG – с ними тоже было круто. С Беном, например – ну, с Demuslim'ом – мы с ним были довольно близкими друзьями. Да и если других ребят из EG вспомнить, то я ни в коем случае с ними не враждовал, ничего подобного. Но и лучшими друзьями мы тоже не были.

– А почему ты в конце 2012 года вообще начал думать о том, чтобы оставить старкрафт? Потерял интерес, или же уже появились какие-то долгосрочные планы на "реальную жизнь"?

– Что-то в этом ключе. Я был уже не так мотивирован, как раньше, и это стало сказываться на моих результатах. Выступал я тоже не так хорошо, как прежде. К тому же я подумал, что старкрафт долго не протянет, и вот с этим я ошибся. Но все равно, такие мысли тоже добавили переживаний. У меня было ощущение, что нужно что-то уже начинать в реальной жизни, потому что выступал я не так хорошо, как прежде, и сцена SC2 приходила в упадок. Но даже если бы и не было того упадка – я бы долго в игре не продержался.

Я к тому, что я не хотел бы быть прогеймером, когда мне будет 30 лет.

– Почему ты потерял интерес к игре?

– Когда я сейчас думаю об этом, то мне кажется, что мета в Heart of the Swarm была не особенно интересной. Ну я потом, то есть, и в Legacy of the Void поиграл, и киберспортивные ивенты смотрел – и мне понравилось. Но Heart of the Swarm просто был не для меня, я так полагаю. И я даже не знаю, почему – ведь там бывали моменты, когда не все сводилось к свармхостам и брудлордам.

– Ты сказал, что тревога возникла у тебя не только из-за жизненного цикла игры, но и от связанных с тобой ожиданий. Это TSL3 поспособствовала?

– Наверное, я страдал от синдрома самозванца. Мой разум словно пытался найти доказательства того, что я не настолько хорош, как другие игроки. Например, мой АPМ всегда был довольно низким. Корейцы, NaNiwa или Idra накликивали по 300 АРМ, а я держался где-то в районе 220.

И раз у меня такой низкий АРМ, видимо, это значит, что я плохо играю. И что мне просто повезло.

Во время моей карьеры у меня часто возникало ощущение – я знаю, что это не есть правда, но тем не менее – что я выигрывал потому, что часто играл не так, как другие терраны. И что другие игроки просто еще не разобрались, как играть конкретно против меня. Я понимаю, что не в этом тогда было дело... Но воображение – это штука такая. Может иногда учудить.

– Ну так даже если ты именно по этой причине и выигрывал, то что в этом плохого? У нас хватает примеров игроков, которые добились успеха благодаря тому, что играли в своей манере – как Polt, например.

– Да, именно так. Ты можешь играть по-другому и при этом играть хорошо. Одно другого не исключает. Да и от коммьюнити подобных посылов не исходило. Так что, наверное, я сам себе это надумал.

– От этого чемпионство на Dreamhack Stockholm в 2012 году, наверное, стало только еще более ценным? Потому что TSL3 ты, конечно, выиграл, и заработал на этом популярность, но результаты потом были так себе. Победа на Dreamhack принесла тебе какое-то облегчение?

– Да, однозначно. Помню, что я тогда выступал за Mousesports. Помню, как в какой-то момент на том турнире я стоял в туалете и думал: "Чел, последние пару месяцев результаты у тебя не очень. И ты не то чтобы из кожи вон лез, чтобы что-то выиграть. Может быть, пора подумать о том, чтобы закончить карьеру".

Такие вот мысли у меня в то время были в голове.

– Тот трек, что играл во время церемонии награждения, – он и сейчас вызывает у тебя определенные эмоции?

– Да, конечно. Стоит мне услышать эти звуки, и по коже бегут "задротские мурашки", как называет это Artosis. И когда я с кем-то говорю про мою карьеру профессионального игрока, и этому человеку становится интересно и он хочет узнать больше – в таких случаях это первое видео, которое я ему показываю. Потому что там такая, ну, атмосфера... Смотришь и понимаешь, что было круто.

https://youtu.be/qC_cUAjVAWE

Смотреть на 1:18:28.

– А старкрафт ты сейчас, собственно, как-то смотришь?

– Да, смотрел WCS Global Finals, и периодически захожу на TeamLiquid. Зайду так, и вижу – о, турнир, 6000 зрителей, можно глянуть. Но постоянно за сценой я не слежу.

– Почему ты решил уйти именно в медицину? Всегда был интерес к этой сфере?

– Нет. До того, как стать прогеймером, я не думал, что потом пойду в медицину. И частично с этим и связана та тревожность, от которой я страдал, пока был игроком, – я не знал, что буду делать потом. Но карьера про-игрока складывалась, и это занятие позволило мне выиграть достаточно времени для того, чтобы решить, что делать дальше.

Но, как я и говорю, временами мое психологическое самочувствие было далеко от идеального. Я пытался разобраться, почему мне грустно, и находил в интернете статьи, авторами которых были разные психиатры. Так я в какой-то момент решил, что хочу стать психиатром. И потом уже это решение привело меня к тому, что я начал получать медицинское образование.

Сейчас я уже не уверен, что хочу быть именно вот психиатром, но я рад, что принял решение пойти в медицину.

– Мы подошли к тому моменту, когда я обычно прошу у собеседника как-то вспомнить свою команду или пригласить читателей к себе на стрим – что-то из такого. А с тобой мы что будем делать? Скажем "эй, приходите ко мне в больницу"?

– Думаю, я мог бы поблагодарить всех за то, что сделали мою киберспортивную карьеру такой запоминающейся. А тем, кто общался со мной в те далекие времена, я передаю, что очень по ним скучаю.

И еще я передаю привет своей команде из варкрафта – Soviet War Elites (SWE).

– Давайте, народ. Обязательно посмотрите игры ThorZaIN'а на ESL Pro Tour по Warcraft 3. И если вам интересно, куда запропастился ToD, то там вы и его найдете тоже.

  • Автор оригинального интервью: Waxangel @ TL.net.

Источник

Читайте также