Под крики, улюлюкание и овации. Вспоминаем все конференции Sony с презентациями консолей PlayStation

Под крики, улюлюкание и овации. Вспоминаем все конференции Sony с презентациями консолей PlayStation

Наконец-то Sony раскрыли цену и дату релиза игровой консоли нового поколения, но произошло это не в шумном зале под овации и крики, а в скучном онлайн-формате. Мы решили оглянуться на 25 лет назад и вспомнить классические презентации, на которых японцы представляли свои PlayStation: от самой первой в 1995 году, когда прозвучали эпохальные цифры "299", похоронившие SEGA с их Saturn (а еще тогда в промо-видео PlayStation был показан Киану Ривз), до подрезавших крылья Microsoft словах о ненужности постоянного интернет-соединения и возможности перепродавать диски в 2013-ом.

Итак, возвращаемся во времена больших залов и живых аплодисментов.

news_5f6861f7b9fa7.webp

В течение 25 лет масштабы конференций неизменно росли, но суть оставалась неизменной: на сцене докладчик игровой компании рассказывает про преимущества своего продукта, на экране за ним показываются демки, слайды и трейлеры, а в особо значимые моменты на помощь приходят именитые гости.

Также нужно отметить, что практически все актуальные темы горячих обсуждений PlayStation 5 и Xbox Series X многократно обмусолены в прошлом (совместимость с прошлым поколением, терафлопсы, охлаждение, 100 долларов разницы и тд), так что в процессе прочтения можно словить не один флешбэк из настоящего.

Предыстория

Прежде всего нужно сказать, что игровой рынок Японии даже сейчас стоит особняком от остального мира, а в середине 90х, когда еще не было общедоступного интернета, это был закрытый мир. Поэтому мы выносим за скобки, что релиз PlayStation на японском рынке состоялся 3 декабря 1994 года (а местная презентация – еще раньше), и к моменту описываемых событий приставка Sony продалась примерно 1,5 миллиона раз (что важно, по цене в 39800 йен ≈ 400 долларов), немного отстав по продажам от конкурентов из Sega.

Не будем заострять внимание и на конкуренции консолей, но небольшие вводные иногда вставлять необходимо, чтобы лучше понять акценты, которые Sony делали на своих презентациях. Итак, после непростой истории взаимоотношений между Sony и Nintendo, к выставке E3 1995 года игровые компании подошли в следующей диспозиции: консоли Sony и Sega, PlayStation и Saturn соответственно, уже полгода продавались в Японии по примерно одинаковой цене и с примерно одинаковым успехом, а Nintendo только-только заявила, что разработка ее консоли пятого поколения Ultra 64 закончена (позже она стала известна как Nintendo 64).

https://www.youtube.com/watch?v=Op5EkC7GbxQ

Презентация Sony PlayStation, 1995 год

Sony нужно было начинать свою историю на игровом поприще с чистого листа, а поэтому начали они свою первую презентацию издалека. Компания представила себя публике как одного из лидеров мирового медиарынка: видеотехника от камер до телевизоров, самые популярные аудиоплееры Walkman, различные носители информации, телеканалы, музыка, кинопроизводство и много чего еще. "Куда же теперь Sony обратит свое внимание?", – как бы вопрошают подростки из презентационного ролика. В игры! Ведь только PlayStation может превратить замученного Киану Ривза в прогрессивного и успешного Джонни Мнемоника.

Под крики, улюлюкание и овации. Вспоминаем все конференции Sony с презентациями консолей PlayStation

После видео на очень скромную по современным меркам сцену вышел Олаф Олафссон, президент Sony Electronic Publishing, чтобы рассказать про развитие игропрома, про циклы жизни в индустрии и про то, что цикл 16-битных консолей подходит к концу, а преимущество формата CD-ROM неоспоримо. Также он высказал интересную мысль про "развлечения с погружением", которые являются новым уровнем и сочетанием книг, компьютеров с аудио/видео контентом, но только в этом развлечении мы можем сами принимать участие. Далее было показано видео, где демонстрировались все технические навороты новой PlayStation и умопомрачительный по тем временам геймплей.

Но что более важно, следом он рассказал про компании, которые будут разрабатывать игры для PlayStation. Более 400 студий, среди которых Namco, Electronic Arts, Interplay, Virgin Interactive, Crystal Dynamics, Acclaim, собственные студии Sony Interactive Entertainment и многие-многие другие. Легкость разработки игр для PlayStation и сотрудничество с известными разработчиками (что обеспечило первоклассную стартовую линейку игр) стали одной из основ успеха консоли.

news_5f686ca167629.png

О втором факторе успеха речь пошла далее, и для этого на сцену был приглашен не Майкл Джексон, который тоже рекламировал тогда PlayStation, а президент Sony Computer Entertainment Стив Рейс. Взлетев на сцену и положив перед собой стопку бумаг якобы с речью, он произнес одно число – "299". И под овации публики ушел. Дело в том, что немногим ранее, на конференции Sega, была объявлена стоимость консоли Saturn – 399 долларов. Разница в 100 долларов предопределила победителя в битве консолей пятого поколения, а вышедшая позднее Nintendo 64 уже не смогла догнать Sony, хотя и потеснила Saturn.

Для Стива бросить объявление про 299 долларов и уйти было сильным ходом. Это был один из тех "вау"-моментов. Мы просто обалдели. Я стоял в зале, и все были в восторге. Я знал, что про нас буду говорить абсолютно все.

По слухам, конференция и стенд на E3 1995 года стоили компании 4 миллиона долларов – очень уж они хотели с помпой ворваться на игровой рынок. Из забавного стоит отметить следующий момент той выставки:

Sega постоянно крутила свою музыку. Они повернули свои колонки в сторону Sony. Ребята там не слышали своих собственных разговоров на встречах с розничными торговцами. Мне приходилось убеждать их сделать потише. Я чувствовал себя старшеклассником в школе, который разнимает драки.

Презентация Sony PlayStation 2, 1999 год

Если к анонсу первой PlayStation Sony подходили в роли новичка на игровом рынке, то на презентацию PlayStation 2 в 1999 году компания смело шагала в качестве лидера индустрии. Но конкуренты не дремали, в частности, Sega еще 27 ноября 1998 года выпустили в продажу Dreamcast по очень заманчивой цене в 29 000 йен в Японии. Дракона лучше убивать, когда тот еще не вырос, подумали в Sony и начали продумывать план действий по снижению продаж конкурента. Возможно, именно поэтому они разбили одну огромную презентацию консоли на несколько крупных.

https://www.youtube.com/watch?v=b2sPootJig8

Впервые о PlayStation 2 Sony рассказали 2 марта 1999 года на специальном мероприятии для журналистов и разработчиков. Были продемонстрированы демо-записи и шокирующие для тех лет, по словам японского издания Playstation Club, графические возможности и вычислительная мощь консоли, а также заявлена обратная совместимость с первой "плойкой". Именно последнее должно было стать главным сдерживающим фактором для активных продаж конкурирующей Dreamcast до выхода PlayStation 2 – Sony как бы говорили:

"Продолжайте покупать игры на PS1, не тратьте деньги на Dreamcast. Переждите год на старом поколении, все равно эти игры вам пригодятся на PS2". (Эта концепция затем сменится "верой в поколения".)

Через пару месяцев, в мае 1999 года, на E3 показали еще немного подробностей о PlayStation 2 в рамках традиционной конференции Sony. Сперва на сцену поднялся Кадзуо Хираи, президент американского подразделения Sony, чтобы похвалиться успехами компании на игровом рынке, достигнутыми в столь сжатые сроки, а затем он пригласил легендарного Кена Кутараги, создателя PlayStation, и тот хоть и на ужасном английском (говорят, что он просто на слух запомнил два предложения), но феерично рассказал про техническую мощь новой консоли и ее центрального процессора Emotion Engine. В рамках E3 были продемонстрированы уже известные на тот момент демки новых Gran Turismo и Final Fantasy, R4: Ridge Racer, технологическое демо лица и утка в раковине, ставшая в будущем мерилом мощности. Также был впервые в реальном времени показан геймплей Silent Hill. Однако нужно отметить, что в целом выставка E3 прошла под знаком Dreamcast, уже успешно продававшейся и обладающей арсеналом качественных игр.

Под крики, улюлюкание и овации. Вспоминаем все конференции Sony с презентациями консолей PlayStation

Главным местом для презентации PlayStation 2 Sony выбрала выставку Tokyo Game Show, а точнее, не саму выставку, а неделю перед ней – 13 сентября Кен Кутораги показал новую консоль представителям СМИ в отеле ANA, Токио.

https://www.youtube.com/watch?v=rtVGn5TJq8A

Маэстро и девушки модельной внешности не только со всех сторон вживую показали консоль и аксессуары для нее, но и в очередной раз удивили собравшихся техническими подробностями. Прежде всего, было резонно отмечено, что DVD-привод – это не только 4 Гб разработчикам для создания огромных виртуальных миров, но и возможность смотреть фильмы и пользоваться прочими благами одного из самых дешевых DVD-плееров. Затем он напомнил про обратную совместимость с PS1, а значит, уже на старте консоль поддерживает сотни крутых игр. Сказанное вызвало волну одобрения в зале, которая в дальнейшем иногда перерастала в аплодисменты.

news_5f688cfdcd9a5.png

Отдельным пунктом Кен выделил геймпад DualShock 2, поставляемый в комплекте. Главная его особенность – полная аналоговость, то есть не просто аналоговые стики, но и кнопки (курки). Например, в гонках можно было силой нажатия на курок регулировать скорость, как будто вы нажимаете на педаль газа. Механизм обратной связи – при взрывах, выстрелах и других подобных событиях он начинает ощутимо вибрировать. Порадовала и карта памяти с увеличенной др 8 Мб емкостью.

news_5f688fb9b7887.png

Среди игр на выставке были показаны уже полностью готовые версии Tekken Tag Tournament, Gran Turismo 2000, Eternal Ring, Dark Cloud, A-Train, PoPoLoCrois 3, а также анонсированы такие проекты, как сиквел Ehrgeiz от Square, проект The Bouncer и Kessen от KOEI.

https://www.youtube.com/watch?v=0ktHOlkGXak

Рассказав про цену отдельных комплектующих в виде джойстика и карты памяти, главные анонсы – объявление даты выхода и цены консоли – Кутараги-сан оставил напоследок: в японских магазинах PlayStation 2 появилась 4 марта 2000 года по цене в 39 800 йен (примерно 360 долларов). Несмотря на почти двукратную разницу в цене (Dreamcast к тому моменту стоил в два раза дешевле, 19 000 иен, и был очевидно убыточен для Sega), после анонса мультимедийных и технических характеристик PlayStation 2 осенние продажи Dreamcast ощутимо просели. Ну а позже вторая "плойка" станет рекордсменом по продажам, в разы опередив своих прямых конкурентов.

Презентация Sony PlayStation 3, 2005 год

Уничтожив традиционных игроков игропрома в шестом поколении игровых систем, в седьмом Sony, видимо, до конца не осознала, насколько серьезный противник у нее появился. И речь даже не про первую презентацию – Sony уступила Microsoft на самом финишном флажке, когда настала пора озвучивать цены.

https://youtu.be/FI_Y2TeJWvc

Но начнем по порядку, с хорошего для PlayStation времени. 2005 год, E3, презентация Sony. Было решено повторить успешную схему прошлого года: Кадзуо Хираи, на тот момент президент SCEA, а вскоре и глава всей корпорации Sony, пригласил на сцену Кена Кутораги. Тот рассказал про успехи PlayStation прошлых поколений, что вкупе с обратной совместимостью дает 10 000 игр на старте, а также заявил, что сердцем новой консоли будет самый мощный игровой процессор в истории – Cell. К слову, в процессоре PlayStation было почти в 2 раза больше Флопсов, чем в Xbox 360 (218 против 115).

news_5f688ff1b406c.png

Затем на сцену вышел Жэньсюнь Хуан, глава компании NVIDIA, и поразил собравшихся еще больше. Производительность видеоподсистемы RSX составила умопомрачительные 2 терафлопса (если точнее, то 1,8 TFLOPS, но многие сходятся во мнении, что по факту гораздо меньше), что на фоне смешных 240 GFLOPS у Xbox 360 походило на показатели суперкомпьютеров. Другие технические показатели также были под стать, но довершил все Blu-ray дисковод, что отчасти послужило драйвером продаж на старте – PS3 оказалась самым дешевым Blu-ray приводом, но, с другой стороны, это заметно подняло себестоимость приставки, что вылилось в главный минус – финальную цену.

Многочисленные технодемки, в том числе и усовершенствованная ванна с утками, и голова Альфреда Молина в роли Доктора Осьминога, и панорама Лондона из The Getaway 3, и особенно незабываемая демка заставки из Final Fantasy VII показывали визуальные возможности, а тизеры игр снесли крышу даже ПК-боярам. Захватывающая Unreal Tournament 3, реалистичная Fight Night 3, традиционно-красивые новые части "Финалки", Gran Turismo и Tekken, невероятный трейлер Motorstorm, а также Devil May Cry 4, Heavenly Sword, Ni Oh, ну а главной звездой выставки стал экш-трейлер Killzone 2, который, как потом оказалось, был и главной "уткой" презентации – показанный геймплей представлял собой не что иное, как CGI-ролик.

news_5f68973449e77.jfif

Консоль и первоначальная версия DualShock "бумеранг", от которого отказались в пользу привычной формы геймпадов от Sony – публике он очень не понравился.

https://www.youtube.com/watch?v=hR3xF_L3pKQ

Если вы хотите вновь ощутить мощь той презентации, то рекомендуется к просмотру один из лучших (если не лучший) русскоязычный репортаж на тему релиза консоли.

Игромания, как говорится, тогда могла.

В конце Sony продемонстрировали внешний вид белой версии консоли и пообещали выпустить PlayStation 3 весной 2006 года, но слова не сдержали. Пока господствующая на рынке с рождественских праздников 2005 года Xbox 360 набирала клиентскую базу, PS3 только на Е3 2006 года получила новую дату выхода – ноябрь 2006-го.

На этой конференции Sony в который раз похвалилась успехами PS2, продавшейся 100 миллионов раз, молниеносными продажами PSP, ставшей самой быстропродаваемой системой Sony, а вот про PlayStation 3 рассказать что-то кардинально новое было сложно – слишком уж хороша была прошлогодняя презентация, которая и должна была "продать" нам консоль. Но раз уж премьеру перенесли, пришлось немного рассказать про онлайн-возможности, мультимедиа, заверить публику, что в этот раз релиз пройдет в завяленные сроки, что консоли уже массово производятся и даже на этой выставке уже есть рабочие экземпляры.

Были предположения, что причиной задержек стал процессор капризный Cell, но много позже Фил Харрисон, бывший вице-президент европейского отделения Sony, расскажет об истинных причинах задержки релиза:

На самом деле, производство замедлилось из-за небольшой комплектующей — лазерного диода в blu-ray приводе. Деталь стоила где-то пять центов.

В этом случае переход с красного лазера был трудным с точки зрения работы оптической головки в приводе. Это была непростая задача в плане физики и химии, ведь, в сущности, надо было произвести кристалл. И сделать достаточное количество попросту не успели.

А в 2006 он вышел на сцену Е3, чтобы показать игры для PS3, некоторые из которых были доступны в игровой зоне выставки. Gran Turismo HD, игра от Naughty Dog (потом оказалось, что это первая Uncharted), Formula One, Resistance: Fall of Men, Eight Days, симы от EA , Assassin’s Creed, Call of Duty, Final Fantasy XIII, Metal Gear 4 и неловкая презентация живого геймплея Warhawk с демонстрацией работы контроллера.

https://www.youtube.com/watch?v=PLjWeMTwRVc

В конце объявили цены на PlayStation 3, и это стало шоком: 499 долларов за версию с 20 Гб на борту и 599 $ за толстушку с диском в 60 Гб на фоне 299 долларов за базовую версию Xbox 360 (399 $ с жестким диском на 20 Гб) казались непомерно большой суммой. Расплатой за годовое опоздание, высокую цену и дефицит консолей (PlayStation 3 ведь покупали не только как игровую систему, но и как самый дешевый привод Blu-ray и элемент вычислительной станции) стала потеря единоличного лидерства на консольном рынке.

К старту нового поколения Microsoft и Sony подошли в равных условиях как в плане продаж (разница составила всего несколько процентов), так и в плане отношения геймеров к консолям от этих компаний – после первой PlayStation в клуб уважаемых игровых брендов вошла Sony, а теперь к ним с Nintendo присоединилась и Microsoft.

Презентация PlayStation 4, 2013 год

К запуску PS4 в Sony подошли во все оружии и постарались исправить все ошибки прошлого. Особенно ярко будущую политику компании описал президент Sony Кадзуо Хираи:

Зачем показывать что-то первыми, ведь конкуренты таким образом узнают твои спецификации и могут сделать свое решение более мощным?

Этого же принципа они придерживаются и в плане объявления цены. Итак, мы не будем подробно рассказывать про детали специальной презентации консоли, прошедшей 20 февраля 2013 года, лишь пробежимся по главным вехам, а за подробностями просим обратиться к специальному корреспонденту MantichTV.

https://www.youtube.com/watch?v=cHkGNO4W-SY

Сперва на сцену поднялся Марк Церни, архитектор PlayStation 4, сменивший на роли главного рассказчика о технических инновациях Кена Кутораги. Отдав дань прошлому поколению, Марк рассказал, насколько упрощен процесс создания игры для PS4, особенно по сравнению с ненавидимой разработчиками архитектурой Cell, а также показал инновационный DualShock 4 с тачпадом и заявил, что в консоли будет 8-ядерный процессор AMD "Jaguar", 8 Гб оперативки GDDR5 и графика 1,84 TFLOPS от Radeon (сравните с 1,31 TFLOPS у Xbox One).

news_5f68921042f87.jpg

После небольшого рассказа про облачные технологии, социальную составляющую, возможности играть удаленно с помощью PlayStation Vita и софтверную оболочку новой консоли, Sony перешли к играм. На сцену по очереди выходили представители крупнейших разработчиков и показывали свое видение игр нового поколения.

Студия Guerilla Games представила Killzone: Shadow Fall, Sucker Punch – inFamous Second Son, Evolution Studios – Driveclub, Japan Studio – Knack, Activision/Bungie – Destiny, Blizzard Entertainment – Diablo III, Capcom – Deep Down, Ubisoft – Watch Dogs, а Media Molecule и Quantic Dream продемонстрировали новые элементы геймплея. Стереокамера и осторожный анонс выхода консоли в конце 2013 года завершили мероприятие.

news_5f6894e80b1a1.png

Площадкой для решающего поединка стала выставка E3 2013. Неизвестно, сколько стоит (и продается ли вообще) более поздняя дата проведения конференции, но у выступающих вторыми есть небольшое окно для маневров, и именно в вопросе объявлении цены это может сыграть решающую роль. Кто знает, имели бы возможность уменьшить цену на 50–100 долларов Microsoft, выступая после Sony, но отвергнем сослагательные наклонения и констатируем факт – судьбу этого поколения решили две последующие пресс-конференции.

Ужасная для игрока и приятная для потребителя мультимедийного контента (со стабильным интернет-соединением) презентация Xbox One дала Sony возможность добавить в свою презентацию нужные акценты, а потом добить ценой.

https://youtu.be/DmoZAPDV3ew?t=2026

Итак, Sony на своей конференции особо не по делу не разглагольствовали, в основном показывали трейлеры некстген-игр (из новых это Final Fantasy XV, Kingdom Hearts 3, The Order: 1866, геймплей Destiny), а если на сцену кто-то и выходил, то либо представитель игровой студии рассказывал про свои проекты, либо представитель Sony втыкал очередной гвоздь в крышку Xbox One точечными анонсами, подобранными отчасти на основе конференции Microsoft: для PlayStation 4 не нужно постоянное интернет-соединение для проверки лицензии, дисками с играми для PlayStation 4 можно свободно обмениваться и перепродавать их, обновленный подписочный сервис PlayStation Plus, камеры (аналог Kinect) идут не в комплекте, а продаются отдельно, ну а итоговая цена консоли на 100 долларов дешевле, чем у конкурента. Зал аплодировал стоя, переваривая услышанное и глядя на внешний вид PlayStation 4, впервые показанный на экранах зала конференц-центра Лос-Анджелеса.

https://youtu.be/SJ-To7WJyWs

Продажи PlayStation 4 более чем в 2 раза превзошли показатели Xbox One (110 млн устройств против 48), несмотря на не самую интересную стартовую линейку игр, спешное оправдание и смену предложенной на Е3 концепции со стороны Microsoft, исключение Kinect из стандартного издания и много-много других правильных шагов от американцев, и не самые удачные с точки зрения шума консоли от японцев. Первое впечатление предопределило войну восьмого поколения консолей, а Xbox One даже отстала от Nintendo Switch, оказавшись на третьем месте.

https://www.youtube.com/watch?v=M605cSXtEiI

Новое, девятое, поколение оказалось лишено шумных живых конференций, и все презентации проходят онлайн, поэтому надеемся, что эта минутка ностальгии помогла вам вновь ощутить те эмоции, когда во время трансляции мы слышали крики из зала, улюлюканье, смех или громогласные аплодисменты. Хорошо, что сейчас эти функции отчасти воспроизводят стримеры на своих прямых эфирах с презентаций.

news_5f689c3398028.jfif

Источник

Читайте также