"У нашей продукции много бешеных поклонников, чьи запросы нужно удовлетворить". Интервью с вице-президентом AMD

Исполнительный вице-президент компании AMD, Рик Бергман, дал интервью, в рамках которого ответил на вопросы о том, как идут дела его компании и что у "красных" в планах на будущее. Речь шла про продажи, про сумасшедший спрос, про инновационные решения в Ryzen 5000 и RX 6000, новую модель компоновки, а также про трассировку лучей и консоли нового поколения.

news_5fad604c84892.png

  • Про спрос на процессоры AMD Ryzen Mobile для ноутбуков, который за третий квартал увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года:

Мы уверенно держим позиции. И, на самом деле, закрываем здесь две ниши. Одна из них – это игровая сфера, этот сегмент рынка растет очень быстро. У нас есть серьезные достижения по части дизайна для текущего поколения, а также мы ожидаем появления продуктов и для поколения нового. А другая ниша – это, конечно же, хромбуки, которые только для учебы. Потому что сейчас много где учатся удаленно. Спрос на хромбуки очень высок, и мы этот спрос удовлетворяем.

  • Про тенденции продаж процессоров для настольных ПК для бизнеса, который не так высок, как десктопы для игр:

Здесь спрос, по очевидным причинам, отстает. Хотя во втором квартале мы ожидали, что продажи процессоров для настольных ПК будут низкими, но дело пошло, спрос вырос. Во многом это связано с играми. Наши самые хай-энд процессоры точно растут в популярности. Ryzen 5000, которые вчера поступили в продажу, отлично приняли. И мы сейчас стараемся как можно быстрее удовлетворить существующий спрос.

news_5fad5c6f8fc13.png

Прирост в производительности (параметр IPC) у Zen 3.

  • Про удовлетворение спроса на Ryzen 5000, которых у крупных поставщиков уже не осталось и которые пока что можно купить только на вторичном рынке:

Мы готовились к этому дню, поэтому подготовили большое количество товара (особенно по сравнению с предыдущими нашими запусками). Мы знали, что Zen 3 – это просто фантастическое решение, и мы знали, что когда состоится запуск и журналисты смогут рассказать о результатах их собственных тестов, то это только повысит интерес аудитории.

При всем при этом, в первый день продаж мы можем предоставить лишь ограниченное количество товара. Но, опять же, процессоров у нас много. И много их поступает в продажу каждый день. Я не могу предсказать, будут ли их и впредь раскупать. Но просто говорю, что мы продолжаем поставлять достаточное количество.

Мы сейчас сосредоточены на производстве продуктов именно в этой конкретной сфере, потому что у нашей продукции много бешеных поклонников, чьи запросы нужно удовлетворить. И мне нравится, в каком положении мы находимся, как соотносятся спрос и предложение, как мы проходим старт продаж.

  • Про планы на запуск линейки настольных ПК Threadripper на базе Zen 3:

Я не могу говорить о неанонсированных продуктах, но мы верны семейству Threadripper. Поэтому вы совершенно точно можете ожидать, что у нас будут новые продукты в этом сегменте.

  • Про спрос на процессоры со стороны Microsoft и Sony и про то, как этот спрос выглядит по сравнению с тем, что было на старте предыдущего поколения консолей:

Понятное дело, что я не хочу говорить о своих покупателях, потому что в таком случае мне нужно будет следить за словами. Но, да, AMD поработали со многими поколениями этих консолей. Каждые 6–7 лет – новое поколение. И в первые пару лет к этим платформам всегда много внимания.

В этот разу у нас пандемия, людям нужны новые формы развлечений – это, в принципе, то же самое, что и с игровыми ПК, продажи которых тоже растут. Интереса к новым консолям много. Больше ли, чем к предыдущим поколениям? Судить всегда сложно, но мне кажется, что спрос на PlayStation и Xbox будет высокий.

  • Про заинтересованность AMD в запуске линейки OEM-решений для ноутбуков, сродни тем, что уже есть у Intel и Nvidia:

У нас никогда не было инициативы с линейкой ноутбуков под нашим брендом, но я могу заверить, что мы очень тесно работаем с экосистемой в целом и делаем полные эталонные дизайны. Мы следим за тем, чтобы ноутбуки с OEM-компонентами AMD задавали высокую планку качества. И такой подход оправдывает себя. Интерес покупателей растет, а мы продолжаем обеспечивать абсолютно высочайший уровень качества.

Прямо сейчас мы сфокусированы на том, что называется "платформы A plus A plus A". Это сочетание наших процессоров, нашей графики и нашего программного обеспечения. На презентации нашего Radeon RX 6000 мы рассказывали об одной из наших инноваций системного уровня – Smart Access Memory. Эта технология позволят процессору получать доступ к памяти видеокарты, ведь там потенциально до 16 гигабайт, получить доступ к которым можно по очень быстрой шине PCIe. В зависимости от игры или приложения эта технология обеспечивает прирост производительности в 3–5, а то и 10 %.

Такого вот рода инновации, а также "AAA-платформы" – мы и дальше будем с ними работать.

news_5fad5caa09c06.png

  • Про гипотетическую заинтересованность AMD в разработке процессоров, являющих собою сочетание высокой производительности и низкого энергопотребления (как у Intel):

AMD уже какое-то время сохраняет за собою лидерство по количеству ядер. Наш подход с использованием чиплетов обеспечивает нам хорошее преимущество в сфере настольных ПК. И мы, как можно понять по нашей серии 5000, продолжаем удерживать взятый курс.

Если посмотреть на ноутбуки, то здесь мы гораздо раньше своих конкурентов перешли на техпроцесс 7 нм. Сейчас наши ноутбуки могут работать от батареи по 24, 25 часов. Так что по этой части у нас весьма солидные показатели. Не буду вдаваться в подробности, но мы сейчас работаем над внедрением кое-каких очень интересных инноваций, которые в предстоящие годы позволят еще сильнее увеличить время автономной работы батарей.

Так что, не вдаваясь в подробности, могу сказать, что мы продолжаем повышать планку и в плане производительности, и в плане энергопотребления, и в плане времени работы аккумулятора.

  • Планирует ли AMD, которая перед запуском Ryzen 5000 в июле обновила линейку Ryzen 3000, делать нечто подобное и впредь:

Да, совершенно точно... Мы всегда стараемся повышать планку. У новой линейки есть новый Zen, что обеспечивает прирост в 19% в количестве инструкций за цикл. Хотелось бы так каждый год, но увы. Я к тому, что это самый значительный прирост за всю эпоху Zen.

При этом нужно понимать, что мы работаем на рынке и не можем делать здесь все, что нам хочется. Мы хотели, чтобы наши процессоры были на полках в период праздников, вот пожалуйста (примечание: продажа новых AMD началась в прошлую пятницу, там как раз был День благодарения). Мы еще можем поработать с настройкой, что-то поменять в железе, еще кое-что. Мы ежегодно вводим какие-то новшества. Так что, да – я думаю, вы и дальше будете видеть интересные инновации.

  • Насколько сильно прирост производительности в процессорах Zen 4, где ожидается переход на 5-нм технологию TSMC, будет обусловлен увеличением количества инструкций за цикл в противовес количеству ядер и увеличению скорости цикла:

Если учесть, насколько давно используется архитектура x86, то ответ будет такой, что зарешает и то, и другое. Если вы обратили внимание на техническую документацию Zen 3, то знаете, что мы проделали немало действий для того, чтобы обеспечить увеличение IPC (количество инструкций за цикл) на 19%. У Zen 4 тоже будет внушительный список изменений, начиная кэшем, продолжая предсказателем переходов, заканчивая количеством вентилей. Все для того, чтобы выжать больше производительности.

И процесс производства, безусловно, открывает для нас еще одну возможность обеспечить улучшенную производительность на ватт, ну и так далее. И этой возможностью мы тоже воспользуемся.

news_5fad5cd908cda.png

Zen 4 должны поступить в продажу к 2022 году.

  • Возможно ли такое, что AMD запустит линейку графических процессоров на 5 нм перед тем, как запускать ЦПУ на 5 нм (как это уже было в случае с технологией 7 нм):

Пока что ничего не могу здесь рассказать. Графические процессоры становятся все сложнее в своем устройстве. Они строятся на логике, поэтому здесь не получится выиграть за счет усовершенствований в узлах процессора. Но ЦПУ любят их по уже упомянутым причинам – за IPC и за прибавку в частоте.

Так что мы смотрим на наш лайн-ап продуктов, на состояние наших технологий и обдумываем, на какие риски пойти; подбираем правильный продукт для правильного времени. По множеству названных мною причин новые ЦПУ и графические процессоры в итоге появляются в примерно одинаковые периоды времени, так как мы хотим воспользоваться имеющимися возможностями. Также мы ждем момента, когда наше производство будет готово обеспечить достаточное количество продуктов требуемого нами качества

  • Про возможность использования технологии 7 нм EUV от TSMC в производстве ЦПУ и ГПУ:

EUV, определенно, является одной из опций, и нет технический ограничений, которые нам препятствовали бы, равно как нет и какой-то большой технической выгоды. Тут больше вопрос к производству... Сейчас у нас есть дополнительные узлы в процессе 7 нм, с которыми мы постепенно разбираемся. Но, опять же, рассказать о чем-то я не могу.

  • Про трассировку лучей и про мнение AMD о дальнейшей работе в этой сфере:

Давайте чуть шире поговорим. Скоро все сами смогут увидеть производительность этой технологии. Как вы знаете, линейка RX 6000 использует архитектуру RDNA 2, которую используют также Sony и Microsoft. Именно здесь мы получим преимущество благодаря тому, что являемся поставщиками железа для игровых консолей и для ПК.

Конечно же, Sony и Microsoft очень серьезно влияют на независимых поставщиков программного обеспечения и в плане выбираемого направления, и в плане того, как лучше всего внедрять трассировку лучей... в плане правильного баланса между внедряемыми функциями и нужной производительностью, ну и так далее.

Нашей задачей было сделать отличную трассировку на разрешении 1440р. И на такой уровень производительности мы нацеливались. Теперь все зависит от конкретных игр, от систем отдельных пользователей и так далее. Но в целом, думаю, трассировка лучей у нас работает очень хорошо. И мы будем развивать это направление и в 2021 году, потому что, опять же, у нас здесь хорошие возможности. Одно сочетается с другим: вы поддерживаете технологию трассировки лучей на консолях – и вместе с этим поддерживаете AMD на рынке ПК.

news_5fad5d0d15e35.png

Графические процессоры с RDNA 2 – первые продукты AMD, которые поддерживают аппаратное ускорение для трассировки лучей.

  • Про планы на технологию, аналогичную технологии Deep Learning Super Sampling, которая увеличивает производительность игры за счет того, что искусственный интеллект помогает в рендеринге сцен:

У нас здесь нет большого количество подробностей, о которых хотелось бы рассказать. Свое решение мы назвали FSR (FidelityFX Super Resolution). Мы нацелены на то, чтобы внедрить эту технологию, и на данный момент работаем с независимыми поставщиками программного обеспечения. Скажу только, что подход AMD в области подобных технологий заключается в том, чтобы сначала обеспечить наличие широкой платформы, которую можно будет поддерживать. Также здесь не требуется использование проприетарных решений, который поддерживали бы независимые поставщики программного обеспечения. Такой вот подход. Больше деталей на этот счет вы узнаете в течение следующего года.

  • Есть ли планы на то, что графические процессоры с RDNA 3, при создании которых будет использоваться более продвинутый процесс производства, увидят прирост в параметре производительность на ватт (как это было в 50% приростом в случае с RDNA 2). И каковы планы на технологию Infinity Cache, которая используется в графических процессорах с RDNA 2?

Давайте сначала поговорим о преимуществах и того, и другого. Расскажу, почему мы так агрессивно продвигали прирост производительности на ватт в случае с графическими процессорами с RDNA 2. И да, в случае с RDNA 3 мы планируем сделать то же самое.

Это все очень важно, потому что если мощность слишком высока (и мы видели подобное на примере наших конкурентов), то у потенциального покупателя возникает необходимость в покупке более мощных блоков питания, более продвинутых охладительных систем. Это в значительной степени повышает итоговую стоимость всей системы. Ну, если говорить про настольные ПК. И тогда уже либо розничные цены растут, либо же нужно снижать стоимость своего ГПУ.

Так что если получается заметно улучшить производительность на ватт, то это очень выгодно. Если говорить про ноутбуки, то там это еще более очевидно, ведь там очень ограниченное пространство. Хотя и можно увеличить производительность другим путем, если придумать какие-то экзотические решения по части охлаждения. На этом мы и фокусировались в работе над RDNA 2. И в работе над RDNA 3 этому тоже уделяется большое внимание.

Что касается Infinity Cache, то он в какой-то степени связан с этой технологией. Если вы уже давно работаете в сфере графических ускорителей, то понимаете, что пропускная способность памяти и производительность довольно хорошо соотносятся друг с другом. Обычно, то есть, вы повышаете скорость памяти и расширяете шину для того, чтобы обеспечить новый уровень производительности. Но, к сожалению, и то, и другое приводит к увеличенному расходу энергии.

В общем, мы посмотрели на то, что мы сделали в ЦПУ, где у нас вроде как есть эквивалент в виде L3-кэша, и подумали, можем ли мы какую-то подобную технологию использовать и в графических процессорах. Нам нужно посмотреть, что будет дальше, и узнать, как эта технология будет проявлять себя в будущем. В случае с Infinity Cash нам было легко принять решение благодаря приросту общей производительности, производительности на ватт, благодаря себестоимости обеспечения прироста. Не хочу говорить про следующее поколение наших продуктов, но вы и сами можете представить: если есть такая выгода, то эти технологии точно будут в следующем поколении.

news_5fad5da48e1af.png

Графические процессоры с RDNA 3 также должны выйти к 2023 году.

  • Может ли технология компоновки X3D (объединение чиплетов и памяти HBM), про которую впервые рассказали в марте на ивенте March Analyst Date, использоваться и в персональных компьютерах, а не только в серверных решениях:

А почему, собственно, так много интереса к компоновке? А частично это вызвано тем, что переход к новой геометрии узлов, что позволяет использовать EUV, стоит очень дорого. Так что использовать это решение нужно только в самых продвинутых схемах, которые смогут от этого выиграть.

Например, наши Ryzen 5000 используют 2D-компоновку, но концепция остается такой же. В ядрах используется 7 нм, но наша интегральная схема ввода-вывода использует 12 нм... На определенном уровне такое нормально работает, но в какой-то момент появляется необходимость в более широком соединении между элементами, и именно эту потребность нам, потенциально, и может принести 3D-компоновка.

Точно могу сказать, что сейчас эта технология – она для самых хай-энд серверов. Но, в силу уже озвученных причин, мы и к ПК тоже присматриваемся.

news_5fad5dcc4dbc2.png

Эволюция компоновки.

  • Про технологию компоновки Xilinx:

Могу сказать, что одна из причин, по которой мы заинтересованы в Xilinx, заключается в том, что они очень хорошо работают с продвинутой компоновкой... И это, определенно, как раз та сфера, в которой мы можем развить сильные стороны этой технологии в оба направления. То, каких результатов они добились со своими продуктами, очень интригует.

Источник

Читайте также