PtitDrogo: "Мысли прогеймера-протосса". Часть 1

PtitDrogo:

Французский игрок за протоссов PtitDrogo опубликовал очень интересный блог, в котором вспомнил турниры за прошедший год. И это очень интересно, потому что, во-первых, хорошо и иронично написано, а во-вторых, позволяет немного "заглянуть в голову" прогеймера, лучше понять его мышление, сильные и слабые стороны. В общем, must read.

Ну что, народ? Помните оффлайн-ивенты? Я вот помню.

Давайте вернемся в самое начало 2020 года. COVID "нагрянул" прямо посреди IEM, и в последнюю минуту организаторы решили проводить турнир без зрителей. Забавно, но тогда многие подобное решение приняли в штыки – это ведь был просто-напросто какой-то там вирус из Китая, вся эта ситуевина была очень далеко от нас!

news_604344990272d.jpeg

Это могли бы быть мы.

Перед тем турниром Intel Extreme Masters я провел месяц в Корее, где очень усердно тренировался против алл-инов с марширующими по карте кваинами и даже обыграл Dark'а на квалификации GSL Super Tournament. Все для того, чтобы он потом вынес меня в нашем повторном матче в той же квалификации – сначала 12-м пулом, а потом алл-ином с марширующими по карте королевами. На самом IEM я по итогу тоже выступил не так хорошо, как мне хотелось бы, и проиграл в сетке Harstem'у и Bunny. Но тут уж извините – я не виноват в том, что все, что я делал в Корее, так это тренировал отбитие алл-инов с королевами!

Потом очень быстро стало понятно, что ближайшие несколько месяцев у нас турниров не будет. ESL и весь остальной мир пытались разобраться, что делать с распространяющейся по Европе эпидемией. Помню еще, как очень опечалился отмене DreamHack Valencia – ибо народ там знает, как устроить крутую вечеринку.

В общем, я каждый день тренировался, так как понимал, насколько важным будет первый турнир нового соревновательного сезона, и знал, что те, кто останутся верны пути прогеймера, затем будут пожинать плоды.

Ха-ха, ладно, я прост шучу. Я два месяца играл с друзьями в ММО и завел девушку. Это не самые SC2-ориентированные действия, но так-то это был лучший для меня период в году. Та ММО была реально очень хороша.

В конце концов наш бог и спаситель Apollo придумал нечто крутое. Большие онлайновые дримхаки, где будут группы по 8 игроков, где будет куча игр и сетка Double Elimination в плей-офф. Насколько же я был воодушевлен! Вы же помните, что любимое занятие прогеймера – это жаловаться на сетку, а если в группе помимо тебя еще семь человек, то делать это гораздо проще. Так ведь?

news_604344c1ae67c.jpg

Вы знали, что Apollo умер на кресте за то, чтобы старкрафт мог жить? Только перед этим он убил этот самый старкрафт region lock'ом.

Люблю лето – там нет зергов

На летнем Дримхаке у меня была бы просто потрясающая группа, если бы я не был столь отвратителен в PvT. Так что в общем и целом я не был уверен, что пройду дальше. Но был и один плюс – в первых раундах у меня были соперники послабее, так что было время подготовиться, научиться играть PvT, а также как-то адаптироваться к мете в PvP, которая на тот момент еще не устоялась (то было время как раз после того, как ввели супербатарейки). И то, и другое было весьма интересно.

news_6043450d1bccc.png

Я отчетливо помню, какие прекрасные результаты протоссы показали в PvT на IEM Katowice. Билд через кибернетку до нексуса тогда занимал самые почетные страницы в "Великой книге протоссовской хрени", но его на том турнире затмил билд через адептов в PvZ. Так-то мы в Европе знали, что корейцы любят играть кибернетку до нексуса, но до того момента просто в это не верили.

Лично я этот билд никогда особо не любил, но я понимал, что мне нужно учиться чему-то новому. К тому же нам еще и ядерную батарейку дали! Я и так-то к тому времени жил за счет того, что строил 66 пробок и прятался за батарейкой, а теперь у меня появилась возможность действовать еще более жадно – и я этой возможности был чрезвычайно рад.

Все, что мне было нужно, это направление, в котором стоило двигаться двигаться. И я просто-напросто влюбился в то, как Stats использовал блинк в PvT.

Если вернуться в те времена, когда ворон мог выключить юнита за 50 маны, то можно вспомнить, что протоссы тогда пытались играть блинк с выходом в колоссов. Помню, как я учил этот билд по играм Stats'а, но боже ж мой, насколько он меня не привлекал! Ибо чтобы выжить, протоссу нужно было делать все идеально – и это в мету, когда у нас были маленькие карты, а терраны играли пуши с танками и воронами.

Чтобы отбить такой пуш блинк-сталкерами, нужно было сделать следующее. Во-первых, сделать ровно четыре сталкера, оттяпать ими у террана максимально возможное количество мариков, быстро добавить гейты и ровно одного темплара (и лучше просто примите тот факт, что он нужен именно для фидбека). Все это – на очень малом количестве пробок. И вот тогда – при условии, что ты идеально макрился и микрил, а также что у тебя получалось зафидбэчить ворона, – этот террановский пуш отбивался. Может быть.

А потом вся концепция этого пуша в одночасье поменялась. И все благодаря одной небольшой штуковине, которая обнаружилась в одном "небольшом" обновлении баланса.

Это птица? Это самолет? Это супербатарейка!

news_604345225cb80.jpg

Кликните, чтобы отбить алл-ин.

Все верно, вы все правильно поняли. В конце концов, сейчас абсолютно ясно, что самым важным изменением расы протоссов в 2020 году стало введение супербатарейки. Изначально она была нужна для того, чтобы в лучшую сторону изменить ситуацию в PvP (там главной целью был билд с прокси-робо), но по итогу эта новая способность нексуса поменяла все стадии игры в PvP и PvT. Вот на PvZ введение супербатарейки сказалось на удивление не так сильно – там она только немного поубавила вариативности, ибо некоторые очень ранние зерговские алл-ины просто-напросто вымерли. Но оно и к лучшему.

Ну так вот, вернемся к PvT (про PvP еще поговорим попозже). Супербатарейка сделала блинк невероятно привлекательной опцией. Раньше, когда терраны в основном предпочитали играть с двух баз, я больше тяготел к игре через робо. Такие билды более уязвимы к харассу и прочему мультитаску, но зато против упомянутых уже танковых пушей у тебя было настолько больше юнитов, что мама не горюй.

Но буквально после пары тренировочных игр стало понятно, что одной-единственной батарейки хватало для того, чтобы компенсировать разницу в огневой мощи между твоей армией и любым одномерным пушем террана, который пытался закончить игру решительной атакой.

И это еще не все. Ибо Stats, этот гениальный гений, придумал в начале игры ставить батарейку в минеральной линии, тем самым не давая риперам убивать пробок. Но погодите-ка... Что хорошего в том, чтобы так рано в игре потратить дополнительные 100 минералов?

news_6043455b11046.png

Гениально. Да и застройка выглядит занятно.

На IEM Katowice я узнал, что быстрый адепт = задержанный командный центр у террана. А тогда терраны реально делали серьезную ставку на то, чтобы как можно быстрее поставить ЦЦ.

Итак. Терран хочет поставить командный центр на 1:40, а протосс хочет максимально затянуть постановку здания своей пробкой. Тут зависит от карты, но даже 5 секунд задержки иногда приводят к тому, что адепт приходит и убивает КСМку до того, как она успеет достроить здание. Такое, впрочем, возможно только в том случае, если адепт пойдет к террану сразу после того, как выйдет из гейта. А что будет происходить с тоссом до того момента, как появится второй гейтовый юнит? Прилетит рипер и поубивает вам всех рабочих. Если только у вас нет, вы правильно догадались, батарейки.

Так что да, благодаря батарейке в минеральной линии у тосса добавилось надежности в ранней игре, а также этот отрезок партии стал гораздо более опасным для террана – нужно было иметь в виду, что в минеральной линии может быть батарейка. Поэтому терраны стали вроде как пытаться кайтить адепта, пока тот шел к базе, в противном случае протосс слишком легко мог задержать ЦЦшку. Именно это и происходило много раз в Катовице.

Единственный недостаток в таком сценарии для протосса заключается в том, что тебя легко разведать – ты не можешь закрыться стенкой, если ставишь пилон у минеральной линии. Но все равно какое-то время казалось, что блинк – это просто богом данный нам дебют. Я думал, что могу играть эту тему в каждой игре хоть до конца времен. Этот опенинг был идеален для отбития харасса, позволял этот харасс наказывать, а также спокойно переходить в макро, имея при этом экономическое преимущество.

news_604345926f436.png

Была одна неделя, когда казалось, что любого террана можно убить просто блинком. Но, как стало понятно чуть позже, так может только PartinG.

На летнем DreamHack у меня по расписанию первыми были самые слабые терраны в моей группе. Поэтому план был – против Ziggy и Братка играть только робо-опенинги, а вот против HeRoMaRinE'а и uThermal'а уже использовать свежеизученный билд с блинком. Ну, да, это так себе план, ибо для террана что робо, что пассивный блинк – это примерно одно и то же, но эй – это лучше, чем ничего!

"Лучше, чем ничего" по итогу превратилось в "не так уж и хорошо". Я проиграл Гейбу со счетом 1:2, ну и uThermal тоже меня обыграл. Причем в типичной для себя манере – убил меня еще до того, как я смог сделать то, что собирался.

Казалось, что для того, чтобы выйти в плей-офф, мне нужно как-то более умно подойти к другому матч-апу – PvP. О PvT мы еще поговорим, но сейчас давайте отвлечемся на матч-ап, где у другого парня тоже есть супербатарейка.

news_604345f488890.jpg

Возвращаем этих парней для того, чтобы они в последний раз выполнили кое-какую работу.

Ядерная батарейка, умноженная на два == Холодная война

Как же мне нравится, как изменилось PvP. Давайте вот вспомним, как матч-ап выглядел до того, как ввели супербатарейки. А выглядел он, как игра в камень-ножницы-бумага. У игрока было три варианта: играть прокси-робо, играть анти-прокси-робо, ну и еще притвориться, что никакого прокси-робо не существует.

К моему собственному удивлению, к концу этой меты я даже ощущал себе уверенно в этом матч-апе. Я хорошо играл макро. Ну, то есть как – макро? Те игры, в которых не было прокси-робо и которые обычно заканчивались победой игрока, который лучше прожимал а-клик, имея +2 на атаку. Вот это я дюже хорошо умел делать. Особенно если это было макро с роботиксом – тут я, по собственным ощущениям, хорошо знал, что делать против старгейта, блинка и особенно против другого робо. Нужно было всего-то добавить в арсенал мой любимый билд ever – давление со сталкерами с трех гейтов. Это позволяло справиться с любыми чудными стратегиями, которые не были сейфовым экспандом. И даже с прокси-робо (в 2016 году этот билд игрался с 2 гейтами; я его называл "противохреневый билд").

В первый раз в боевых условиях с ядерной батарейкой я познакомился на онлайн-турнире, где мне дважды довелось сыграть PvP против Zest'а (ну и еще там был Serral). Игры состоялись практически сразу после того, как батарейку добавили в игру, и было очевидно, что оба мы понятия не имели, как адаптироваться к новым условиям. Так что приходилось соображать на лету.

news_6043461f42c7b.png

ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ

Забавно, но в последней игре на Deathaura мой соперник сыграл прокси-робо и довольно быстро меня прикончил.

Но внимание мое здесь привлекла другая игра. Речь про сет на Pillars of Gold, который мы сыграли во втором нашем best-of-5. Zest исполнил открытие в блинк и при этом на трех газах быстро занял третью, а также очень хорошо отбил мою двухбазовую атаку. Я был уверен, что будущее – оно именно за этим билдом. Блинк всегда существовал на грани того, чтобы стать рабочим билдом в PvP, но такому стилю не хватало огневой мощи для того, чтобы отбивать мощные алл-ины. Теперь ситуация изменилась, и я был уверен в том (и при этом не очень-то рад), что нужно забыть все, что я делал в PvP раньше, и заново учиться играть через блинк. Как позже выяснилось, это было замечательное решение – на тренировках я чувствовал, что в плане понимания меты серьезно обгоняю своих коллег, ибо я много выигрывал. Поэтому и к матчам против протоссов на летнем Дримхаке я подошел с уверенностью в своих силах. Первым моим соперником должен был стать ShaDoWn – а он игрок довольно-таки хитрый.

news_6043464bdb157.png

"У каждого есть план – до тех пор, пока в минеральную линию не влетит оракул". (с) Миколай Огановский

Я хотел скрыть свои новые открытия, поэтому в первой игре сыграл дебют сталкер-сентри – как и во всех своих играх в 2019 году. Проиграв заранее заготовленной контре, я мудро решил две следующие игры сыграть как подобает. В третьей игре сделать этого не получилось, так как после фейкового зафотона я решил, что неплохо было бы исполнить прессинг с глеф-адептами. К счастью, мне повезло, это сработало. Фух.

Следующим на очереди был Gerald. Я был явным фаворитом, а Gerald еще значился в рядах "подающих надежды". Плюс, я был практически уверен, что в первой игре он будет открываться через старгейт, пусть даже это и был "мертвый билд". Посему я решил закончить игру быстро, что и было успешно проделано. Я похлопал себя по плечу за то, что я такой вот гений, и решил, что если буду играть чуть-чуть агрессивно, то у меня уверенно получится разделаться с соперником и во второй игре.

news_60434689744f5.png

Погодите-ка... На тренировках все было не так!

И тут ведь какое дело... Если мне кажется, что я хорошо провел раннюю стадию игры, то я попробую быстренько добить соперника. Помните, что я там говорил про супербатарейку? Да, можно было по прежнему играть алл-ины в ситуации 3 на 3 базы. Но на тренировках я очень быстро понял, что не все игроки знали, как правильно переходить в макро, и многие из-за этого играли излишне жадно – предполагая, что супербатарейка, в случае чего, спасет. Правда же заключается в том, что на большинстве карт очень легко занять позицию между второй и третьей базами соперника, вынудив его драться в таком месте, куда батарейка не дотягивается и ничего не защищает. Я таким образом взял много игр на тренировках, поэтому прямо перед матчами ощущал себя чуть ли не владыкой мира.

Так, стоп, Drogo. Ты сказал, что нужно драться между второй и третьей, где нет батареек. Так почему ты решил сделать это на Eternal Empire – карте, где проход в такое место защищается одним-единственным форсфилдом?

Да потому что я думал, что все равно сработает. Это, кстати, ответ на то множество вопросов "почему ты это сделал?", которые мне задавали.

Ну короче, ту игру я проиграл, а в третьей были какие-то адепты, я вместо блинка сделал чардж, и все, гг.

news_604346c7c24c2.png

Снимки, сделанные за секунду до катастрофы. Я красный, и я забыл отменить тени адептов.

У меня оставался последний матч-ап PvP, в котором я должен был обыграть капитана Харстема. Вообще, вот его мне по какой-то причине всегда хочется обыграть. Так-то мы очень хорошие друзья, вот только насчет игры у нас постоянно разногласия, а в старкрафте единственный способ доказать свою правоту – это победить.

Забавно получилось. В первой игре я сыграл так, как, мне казалось, играть абсолютно правильно. Сначала дебют в 8 адептов, чтобы наказать пассивного соперника и обеспечить себе преимущество уже на ранней стадии, а затем трехбазовый полу-алл-ин с блинк-сталкерами и чарджлотами. Если не сработает, то дальше переходим в колоссов и добиваем, как будто это 2013 год.

news_604346fb95fd5.png

Все идет по Keikaku (а keikaku значит "план").

Не буду объяснять, почему все эти стратегии работали тогда и уже не работают сейчас. Вместо этого давайте сосредоточимся на самом важном аспекте PvP: нужно, чтобы тебе проперло.

Какими-то другими словами описать все остальные свои PvP на том дримхаке я не могу. Игра началась с того, что на Pillars of Gold оба игрока собрались ставить экспанд через 1 гейт. Я хотел заблокировать его экспанд пробкой, а дальше у меня плана толком и не было. И тут вы должны понимать, что потребовалось очень много времени (на самом деле, понадобился бафф войдреев) для того, чтобы народ в PvP получил возможность надежно выходить в эксп через 1 гейт. Так что тогда мы в этом сценарии еще не разобрались. Хотя игры, впрочем, получились достаточно обычными, и я даже получил преимущество, поймав в середине карты его дарка!

Вот только я не понял, что убил дарка. Я слишком поздно навел экран на место события и увидел только всплывшее количество опыта. Посему я подумал, что убил галлюцинацию. А вот второй дарк полностью нагнул всю мою экономику.

news_6043473c342f3.png

Наверное, просто ветер...

Я слишком много времени потратил на то, чтобы отделаться от этого темплара, после чего пошел в атаку отчаяния. А у соперника уже было 3 дизраптора, 3 батарейки, фотонка, 67 пробок и наполовину готовый грейд +1. При равном с моим количестве лимита.

news_6043475f37104.png

Сейчас бы не держать всех юнитов в одном бинде. Не понимаю, как так можно.

И тут вдруг Harstem неудачно идет на муве, благодаря чему у меня появляется шанс блинкнуться на его дизрапторов, после чего я захожу на натурал, где никакой статической обороны нет. В итоге я беру вторую карту и выхожу в плей-офф.

Боязнь поражений

Я был довольно уверен в своих силах против SortOf'а, несмотря даже на абсолютное отсутствие практики в PvZ (я всегда уверен, что могу выиграть PvZ, если все пойдет как надо). Хотя сейчас вы, наверное, уже понимаете, как все обычно заканчивается в тех случаях, когда я уверен в своих силах. И тем не менее: в первой игре я без потерь отбиваю масс лингов, после чего весь сет играю с преимуществом в 12 рабочих и по итогу все равно сливаю. А вот остальные матчи без особых проблем заканчиваются в мою пользу. Иногда лучшее, что вы можете сделать – это попробовать отыграть надежно и посмотреть, как пойдет. Да и к тому же против товарища Стены мне как раз не помешало бы прибавить в надежности.

news_60434796d7f9a.png

Эту игру я проиграю.

Я об этом ранее не упомянул, но тогда мета все еще во многом строилась вокруг второго пилона. Если ты ставил его в прокси, то сопернику стоило побеспокоиться насчет каких-то реально агрессивных билдов, но при этом сам ты мог просто спокойно ставить дома экспанд. Именно так мне, в сущности, и нравилось играть – я всегда прятал второй пилон. Иногда я делал много адептов, иногда ставил экспанд уже после второго, иногда играл сталкеров с трех гейтов. Если пилон ставился на рампе на мейн, то батарейку можно было поставить уже внизу, и поэтому я считал, что мне теперь не нужна полная разведка – батарейка позволяла отбиваться от большинства стратегий.

Проблема в данном случае заключается в том, что когда соперник изучил тебя, то он знает, что отсутствие второго пилона на базе вовсе не всегда означает агрессивную игру. И ShoWTimE про это был очень даже в курсе. Он отлично подготовился к нашему матчу, в том числе быстренько поставил стенку на натурале, дабы его на халяву не прокатили 8 адептов. И после сыграл на отсутствии у меня разведки, умело спрятав дарк шрайн. Во второй игре меня просто полностью уничтожили.

news_604347b240809.png

Впустите меня! Впустите меня!

Первый сет соперник взял за счет заготовки, но и у меня было кое-что в рукаве! Я точно знал, как ShoWTimE реагирует на первый нексус, поэтому я отработал билд, в котором продолжение слепо контрило шоутаймовский реакционный прокси-робо. Сработало только так! С помощью очень быстрого феникса я бесплатно забрал первого иммортала. Вот только я думал, что он после этого выйдет из игры. Так что я все сидел и ждал, пока он признает поражение, а он все что-то там пробовал выиграть... И в итоге все-таки выиграл.

news_604347d838d5e.png

Эту игру я тоже проиграю.

На третью игру я выходил совершенно подавленным. Я просто ждал, пока он возьмет этот сет и мы покончим с этим. Такое вот неожиданное последствие того, что я стал чрезвычайно спокойным игроком.

И в таком вот молчаливом спокойствии я отыграл невероятно тупую игру, где была куча дарков, адептов со скоростью и двухбазовых сталкер-колоссов. Здесь не было ничего из того, что я играл на тренировках – я просто хотел, чтобы меня добили уже. К моему удивлению, ShoWTimE реально попробовал именно это и сделать... И наломился на батарейку.

news_604347ff36520.png

Люблю тебя, детка.

Начало четвертого сета я провел даже хуже, чем начало третьего – то есть угодил в реально вот критическое отставание после того, как не смог совершенно ничего сделать с двумя адептами и оракулом.

Я попробовал сосредоточиться на том, чтобы исполнить правильный билд-ордер и выбрать правильную стратегию, дабы у меня была хоть одна игра, которую я отыграл хотя бы похоже на то, как играл на тренировках. ShoWTimE пожаловал в гости, и армия у него была гораздо больше моей. Вот только на этот раз он, не желая повторить свою ошибку из предыдущей игры, не стал атаковать – пусть даже на этот раз он точно убил бы меня. Сами посудите.

news_6043482de45e5.png

"Drogo нужно какое-то абсолютное чудо, чтобы отбить эту атаку". (с) feardragon

Тут вот в чем дело. Тогда мы еще считали, что самым мощным составом армии в мидгейме был чарджлоты-архоны-иммы. Если вы хотели идти в атаку или играть надежно – именно так народ и играл. Три базы, шесть газов, сделать такую армию, а там, может быть, перейти и во что-то иное.

Также считалось, что колоссов ну вроде как можно использовать, но если в зеркалке один из игроков делает колоссов, а другой дизов, то дизы 100% выигрывают. Но если кто-то из игроков по какой-то причине решает играть надежно и пока что не идти в дальнейшие технологии, то его ждут довольно серьезные последствия.

Такое уже было у меня против Harstem'а, и теперь оно случилось снова. Вот только теперь уже ShoWTimE мог использовать низкотехнологичную армию для того, чтобы убить меня – но, думаю, он боялся проиграть.

news_60434862e050f.png

Дежавю

Именно в пятом сете я единственный раз хорошо провел дебют. ShoWTimE же попробовал сделать сразу много разных вещей и просто отлетел от нескольких адептов – как оно и бывает в половине игр в любом PvP-матче. Я выиграл матч после отставания 0:2 и просто поверить не мог, насколько же мне повезло.

Ну а дальше меня ждал еще один немец.

Starcraft II – это игра про дебюты. До тех пор, пока она не перестает быть игрой про дебюты

news_6043489175989.png

Представленный выше скриншот – из третьего сета в best-of-5 против HeRoMaRinE, и если говорить об уровне исполнения, то это моя любимая игра за весь 2020 год. В той игре случилось все, что я представлял себе, когда работал над теорией и тренировал билд. А закончилось все чистым А-мувом и сражением, в котором одна из армий одержала разгромную победу. Именно так, как и должно быть в каждой партии в Starcraft 2.

Впрочем, если брать матч в целом, то там уже другая история. Я играл против Хиромарина, который проиграл две игры, в которых он действовал агрессивно, и выиграл три, в которых он предпочел пассивничать. В этом заключается один из недостатков игры с расчетом на постоянное улучшение ранне-средней стадии – если вы всегда заканчиваете игру в момент, когда получаете преимущество, то в более поздних стадиях вы будете играть не особо-то и хорошо. Пусть даже к моменту начала этих самых стадий у вас, в силу означенных выше причин, и будет довольно значительное преимущество.

news_604348b483352.png

Кажется, игра вышла в лейт. Время самоубиться!

Я помню, как еще будучи подростком смотрел ежедневные видео Day9, и оттуда мне навсегда запомнилось одно его высказывание: "Если хотите стать лучше, то всегда смотрите на самую раннюю ошибку в игре и игнорируйте все, что было после".

Это все твоя вина, Day9, и я отписываюсь!!! Ну или нет – я ведь, в конце концов, дошел до топ-8, что вовсе не плохой результат, учитывая мое везение. Если бы мне удалось показать хороший результат и на следующем дримхаке, то, пожалуй, можно было бы помечтать и о Катовице.

Продолжение следует.

Источник

Читайте также