PtitDrogo: "Мысли прогеймера-протосса". Часть 1
Французский игрок за протоссов PtitDrogo опубликовал очень интересный блог, в котором вспомнил турниры за прошедший год. И это очень интересно, потому что, во-первых, хорошо и иронично написано, а во-вторых, позволяет немного "заглянуть в голову" прогеймера, лучше понять его мышление, сильные и слабые стороны. В общем, must read.
Ну что, народ? Помните оффлайн-ивенты? Я вот помню.
Давайте вернемся в самое начало 2020 года. COVID "нагрянул" прямо посреди IEM, и в последнюю минуту организаторы решили проводить турнир без зрителей. Забавно, но тогда многие подобное решение приняли в штыки – это ведь был просто-напросто какой-то там вирус из Китая, вся эта ситуевина была очень далеко от нас!
Это могли бы быть мы.
Перед тем турниром Intel Extreme Masters я провел месяц в Корее, где очень усердно тренировался против алл-инов с марширующими по карте кваинами и даже обыграл Dark'а на квалификации GSL Super Tournament. Все для того, чтобы он потом вынес меня в нашем повторном матче в той же квалификации – сначала 12-м пулом, а потом алл-ином с марширующими по карте королевами. На самом IEM я по итогу тоже выступил не так хорошо, как мне хотелось бы, и проиграл в сетке Harstem'у и Bunny. Но тут уж извините – я не виноват в том, что все, что я делал в Корее, так это тренировал отбитие алл-инов с королевами!
Потом очень быстро стало понятно, что ближайшие несколько месяцев у нас турниров не будет. ESL и весь остальной мир пытались разобраться, что делать с распространяющейся по Европе эпидемией. Помню еще, как очень опечалился отмене DreamHack Valencia – ибо народ там знает, как устроить крутую вечеринку.
В общем, я каждый день тренировался, так как понимал, насколько важным будет первый турнир нового соревновательного сезона, и знал, что те, кто останутся верны пути прогеймера, затем будут пожинать плоды.
Ха-ха, ладно, я прост шучу. Я два месяца играл с друзьями в ММО и завел девушку. Это не самые SC2-ориентированные действия, но так-то это был лучший для меня период в году. Та ММО была реально очень хороша.
В конце концов наш бог и спаситель Apollo придумал нечто крутое. Большие онлайновые дримхаки, где будут группы по 8 игроков, где будет куча игр и сетка Double Elimination в плей-офф. Насколько же я был воодушевлен! Вы же помните, что любимое занятие прогеймера – это жаловаться на сетку, а если в группе помимо тебя еще семь человек, то делать это гораздо проще. Так ведь?
Вы знали, что Apollo умер на кресте за то, чтобы старкрафт мог жить? Только перед этим он убил этот самый старкрафт region lock'ом.
Люблю лето – там нет зергов
На летнем Дримхаке у меня была бы просто потрясающая группа, если бы я не был столь отвратителен в PvT. Так что в общем и целом я не был уверен, что пройду дальше. Но был и один плюс – в первых раундах у меня были соперники послабее, так что было время подготовиться, научиться играть PvT, а также как-то адаптироваться к мете в PvP, которая на тот момент еще не устоялась (то было время как раз после того, как ввели супербатарейки). И то, и другое было весьма интересно.
Я отчетливо помню, какие прекрасные результаты протоссы показали в PvT на IEM Katowice. Билд через кибернетку до нексуса тогда занимал самые почетные страницы в "Великой книге протоссовской хрени", но его на том турнире затмил билд через адептов в PvZ. Так-то мы в Европе знали, что корейцы любят играть кибернетку до нексуса, но до того момента просто в это не верили.
Лично я этот билд никогда особо не любил, но я понимал, что мне нужно учиться чему-то новому. К тому же нам еще и ядерную батарейку дали! Я и так-то к тому времени жил за счет того, что строил 66 пробок и прятался за батарейкой, а теперь у меня появилась возможность действовать еще более жадно – и я этой возможности был чрезвычайно рад.
Все, что мне было нужно, это направление, в котором стоило двигаться двигаться. И я просто-напросто влюбился в то, как Stats использовал блинк в PvT.
Если вернуться в те времена, когда ворон мог выключить юнита за 50 маны, то можно вспомнить, что протоссы тогда пытались играть блинк с выходом в колоссов. Помню, как я учил этот билд по играм Stats'а, но боже ж мой, насколько он меня не привлекал! Ибо чтобы выжить, протоссу нужно было делать все идеально – и это в мету, когда у нас были маленькие карты, а терраны играли пуши с танками и воронами.
Чтобы отбить такой пуш блинк-сталкерами, нужно было сделать следующее. Во-первых, сделать ровно четыре сталкера, оттяпать ими у террана максимально возможное количество мариков, быстро добавить гейты и ровно одного темплара (и лучше просто примите тот факт, что он нужен именно для фидбека). Все это – на очень малом количестве пробок. И вот тогда – при условии, что ты идеально макрился и микрил, а также что у тебя получалось зафидбэчить ворона, – этот террановский пуш отбивался. Может быть.
А потом вся концепция этого пуша в одночасье поменялась. И все благодаря одной небольшой штуковине, которая обнаружилась в одном "небольшом" обновлении баланса.
Это птица? Это самолет? Это супербатарейка!
Кликните, чтобы отбить алл-ин.
Все верно, вы все правильно поняли. В конце концов, сейчас абсолютно ясно, что самым важным изменением расы протоссов в 2020 году стало введение супербатарейки. Изначально она была нужна для того, чтобы в лучшую сторону изменить ситуацию в PvP (там главной целью был билд с прокси-робо), но по итогу эта новая способность нексуса поменяла все стадии игры в PvP и PvT. Вот на PvZ введение супербатарейки сказалось на удивление не так сильно – там она только немного поубавила вариативности, ибо некоторые очень ранние зерговские алл-ины просто-напросто вымерли. Но оно и к лучшему.
Ну так вот, вернемся к PvT (про PvP еще поговорим попозже). Супербатарейка сделала блинк невероятно привлекательной опцией. Раньше, когда терраны в основном предпочитали играть с двух баз, я больше тяготел к игре через робо. Такие билды более уязвимы к харассу и прочему мультитаску, но зато против упомянутых уже танковых пушей у тебя было настолько больше юнитов, что мама не горюй.
Но буквально после пары тренировочных игр стало понятно, что одной-единственной батарейки хватало для того, чтобы компенсировать разницу в огневой мощи между твоей армией и любым одномерным пушем террана, который пытался закончить игру решительной атакой.
И это еще не все. Ибо Stats, этот гениальный гений, придумал в начале игры ставить батарейку в минеральной линии, тем самым не давая риперам убивать пробок. Но погодите-ка... Что хорошего в том, чтобы так рано в игре потратить дополнительные 100 минералов?
Гениально. Да и застройка выглядит занятно.
На IEM Katowice я узнал, что быстрый адепт = задержанный командный центр у террана. А тогда терраны реально делали серьезную ставку на то, чтобы как можно быстрее поставить ЦЦ.
Итак. Терран хочет поставить командный центр на 1:40, а протосс хочет максимально затянуть постановку здания своей пробкой. Тут зависит от карты, но даже 5 секунд задержки иногда приводят к тому, что адепт приходит и убивает КСМку до того, как она успеет достроить здание. Такое, впрочем, возможно только в том случае, если адепт пойдет к террану сразу после того, как выйдет из гейта. А что будет происходить с тоссом до того момента, как появится второй гейтовый юнит? Прилетит рипер и поубивает вам всех рабочих. Если только у вас нет, вы правильно догадались, батарейки.
Так что да, благодаря батарейке в минеральной линии у тосса добавилось надежности в ранней игре, а также этот отрезок партии стал гораздо более опасным для террана – нужно было иметь в виду, что в минеральной линии может быть батарейка. Поэтому терраны стали вроде как пытаться кайтить адепта, пока тот шел к базе, в противном случае протосс слишком легко мог задержать ЦЦшку. Именно это и происходило много раз в Катовице.
Единственный недостаток в таком сценарии для протосса заключается в том, что тебя легко разведать – ты не можешь закрыться стенкой, если ставишь пилон у минеральной линии. Но все равно какое-то время казалось, что блинк – это просто богом данный нам дебют. Я думал, что могу играть эту тему в каждой игре хоть до конца времен. Этот опенинг был идеален для отбития харасса, позволял этот харасс наказывать, а также спокойно переходить в макро, имея при этом экономическое преимущество.
Была одна неделя, когда казалось, что любого террана можно убить просто блинком. Но, как стало понятно чуть позже, так может только PartinG.
На летнем DreamHack у меня по расписанию первыми были самые слабые терраны в моей группе. Поэтому план был – против Ziggy и Братка играть только робо-опенинги, а вот против HeRoMaRinE'а и uThermal'а уже использовать свежеизученный билд с блинком. Ну, да, это так себе план, ибо для террана что робо, что пассивный блинк – это примерно одно и то же, но эй – это лучше, чем ничего!
"Лучше, чем ничего" по итогу превратилось в "не так уж и хорошо". Я проиграл Гейбу со счетом 1:2, ну и uThermal тоже меня обыграл. Причем в типичной для себя манере – убил меня еще до того, как я смог сделать то, что собирался.
Казалось, что для того, чтобы выйти в плей-офф, мне нужно как-то более умно подойти к другому матч-апу – PvP. О PvT мы еще поговорим, но сейчас давайте отвлечемся на матч-ап, где у другого парня тоже есть супербатарейка.
Возвращаем этих парней для того, чтобы они в последний раз выполнили кое-какую работу.
Ядерная батарейка, умноженная на два == Холодная война
Как же мне нравится, как изменилось PvP. Давайте вот вспомним, как матч-ап выглядел до того, как ввели супербатарейки. А выглядел он, как игра в камень-ножницы-бумага. У игрока было три варианта: играть прокси-робо, играть анти-прокси-робо, ну и еще притвориться, что никакого прокси-робо не существует.
К моему собственному удивлению, к концу этой меты я даже ощущал себе уверенно в этом матч-апе. Я хорошо играл макро. Ну, то есть как – макро? Те игры, в которых не было прокси-робо и которые обычно заканчивались победой игрока, который лучше прожимал а-клик, имея +2 на атаку. Вот это я дюже хорошо умел делать. Особенно если это было макро с роботиксом – тут я, по собственным ощущениям, хорошо знал, что делать против старгейта, блинка и особенно против другого робо. Нужно было всего-то добавить в арсенал мой любимый билд ever – давление со сталкерами с трех гейтов. Это позволяло справиться с любыми чудными стратегиями, которые не были сейфовым экспандом. И даже с прокси-робо (в 2016 году этот билд игрался с 2 гейтами; я его называл "противохреневый билд").
В первый раз в боевых условиях с ядерной батарейкой я познакомился на онлайн-турнире, где мне дважды довелось сыграть PvP против Zest'а (ну и еще там был Serral). Игры состоялись практически сразу после того, как батарейку добавили в игру, и было очевидно, что оба мы понятия не имели, как адаптироваться к новым условиям. Так что приходилось соображать на лету.
ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ ОСТАНОВИТЕ СЧЕТ
Забавно, но в последней игре на Deathaura мой соперник сыграл прокси-робо и довольно быстро меня прикончил.
Но внимание мое здесь привлекла другая игра. Речь про сет на Pillars of Gold, который мы сыграли во втором нашем best-of-5. Zest исполнил открытие в блинк и при этом на трех газах быстро занял третью, а также очень хорошо отбил мою двухбазовую атаку. Я был уверен, что будущее – оно именно за этим билдом. Блинк всегда существовал на грани того, чтобы стать рабочим билдом в PvP, но такому стилю не хватало огневой мощи для того, чтобы отбивать мощные алл-ины. Теперь ситуация изменилась, и я был уверен в том (и при этом не очень-то рад), что нужно забыть все, что я делал в PvP раньше, и заново учиться играть через блинк. Как позже выяснилось, это было замечательное решение – на тренировках я чувствовал, что в плане понимания меты серьезно обгоняю своих коллег, ибо я много выигрывал. Поэтому и к матчам против протоссов на летнем Дримхаке я подошел с уверенностью в своих силах. Первым моим соперником должен был стать ShaDoWn – а он игрок довольно-таки хитрый.
"У каждого есть план – до тех пор, пока в минеральную линию не влетит оракул". (с) Миколай Огановский
Я хотел скрыть свои новые открытия, поэтому в первой игре сыграл дебют сталкер-сентри – как и во всех своих играх в 2019 году. Проиграв заранее заготовленной контре, я мудро решил две следующие игры сыграть как подобает. В третьей игре сделать этого не получилось, так как после фейкового зафотона я решил, что неплохо было бы исполнить прессинг с глеф-адептами. К счастью, мне повезло, это сработало. Фух.
Следующим на очереди был Gerald. Я был явным фаворитом, а Gerald еще значился в рядах "подающих надежды". Плюс, я был практически уверен, что в первой игре он будет открываться через старгейт, пусть даже это и был "мертвый билд". Посему я решил закончить игру быстро, что и было успешно проделано. Я похлопал себя по плечу за то, что я такой вот гений, и решил, что если буду играть чуть-чуть агрессивно, то у меня уверенно получится разделаться с соперником и во второй игре.
Погодите-ка... На тренировках все было не так!
И тут ведь какое дело... Если мне кажется, что я хорошо провел раннюю стадию игры, то я попробую быстренько добить соперника. Помните, что я там говорил про супербатарейку? Да, можно было по прежнему играть алл-ины в ситуации 3 на 3 базы. Но на тренировках я очень быстро понял, что не все игроки знали, как правильно переходить в макро, и многие из-за этого играли излишне жадно – предполагая, что супербатарейка, в случае чего, спасет. Правда же заключается в том, что на большинстве карт очень легко занять позицию между второй и третьей базами соперника, вынудив его драться в таком месте, куда батарейка не дотягивается и ничего не защищает. Я таким образом взял много игр на тренировках, поэтому прямо перед матчами ощущал себя чуть ли не владыкой мира.
Так, стоп, Drogo. Ты сказал, что нужно драться между второй и третьей, где нет батареек. Так почему ты решил сделать это на Eternal Empire – карте, где проход в такое место защищается одним-единственным форсфилдом?
Да потому что я думал, что все равно сработает. Это, кстати, ответ на то множество вопросов "почему ты это сделал?", которые мне задавали.
Ну короче, ту игру я проиграл, а в третьей были какие-то адепты, я вместо блинка сделал чардж, и все, гг.
Снимки, сделанные за секунду до катастрофы. Я красный, и я забыл отменить тени адептов.
У меня оставался последний матч-ап PvP, в котором я должен был обыграть капитана Харстема. Вообще, вот его мне по какой-то причине всегда хочется обыграть. Так-то мы очень хорошие друзья, вот только насчет игры у нас постоянно разногласия, а в старкрафте единственный способ доказать свою правоту – это победить.
Забавно получилось. В первой игре я сыграл так, как, мне казалось, играть абсолютно правильно. Сначала дебют в 8 адептов, чтобы наказать пассивного соперника и обеспечить себе преимущество уже на ранней стадии, а затем трехбазовый полу-алл-ин с блинк-сталкерами и чарджлотами. Если не сработает, то дальше переходим в колоссов и добиваем, как будто это 2013 год.
Все идет по Keikaku (а keikaku значит "план").
Не буду объяснять, почему все эти стратегии работали тогда и уже не работают сейчас. Вместо этого давайте сосредоточимся на самом важном аспекте PvP: нужно, чтобы тебе проперло.
Какими-то другими словами описать все остальные свои PvP на том дримхаке я не могу. Игра началась с того, что на Pillars of Gold оба игрока собрались ставить экспанд через 1 гейт. Я хотел заблокировать его экспанд пробкой, а дальше у меня плана толком и не было. И тут вы должны понимать, что потребовалось очень много времени (на самом деле, понадобился бафф войдреев) для того, чтобы народ в PvP получил возможность надежно выходить в эксп через 1 гейт. Так что тогда мы в этом сценарии еще не разобрались. Хотя игры, впрочем, получились достаточно обычными, и я даже получил преимущество, поймав в середине карты его дарка!
Вот только я не понял, что убил дарка. Я слишком поздно навел экран на место события и увидел только всплывшее количество опыта. Посему я подумал, что убил галлюцинацию. А вот второй дарк полностью нагнул всю мою экономику.
Наверное, просто ветер...
Я слишком много времени потратил на то, чтобы отделаться от этого темплара, после чего пошел в атаку отчаяния. А у соперника уже было 3 дизраптора, 3 батарейки, фотонка, 67 пробок и наполовину готовый грейд +1. При равном с моим количестве лимита.
Сейчас бы не держать всех юнитов в одном бинде. Не понимаю, как так можно.
И тут вдруг Harstem неудачно идет на муве, благодаря чему у меня появляется шанс блинкнуться на его дизрапторов, после чего я захожу на натурал, где никакой статической обороны нет. В итоге я беру вторую карту и выхожу в плей-офф.
Боязнь поражений
Я был довольно уверен в своих силах против SortOf'а, несмотря даже на абсолютное отсутствие практики в PvZ (я всегда уверен, что могу выиграть PvZ, если все пойдет как надо). Хотя сейчас вы, наверное, уже понимаете, как все обычно заканчивается в тех случаях, когда я уверен в своих силах. И тем не менее: в первой игре я без потерь отбиваю масс лингов, после чего весь сет играю с преимуществом в 12 рабочих и по итогу все равно сливаю. А вот остальные матчи без особых проблем заканчиваются в мою пользу. Иногда лучшее, что вы можете сделать – это попробовать отыграть надежно и посмотреть, как пойдет. Да и к тому же против товарища Стены мне как раз не помешало бы прибавить в надежности.
Эту игру я проиграю.
Я об этом ранее не упомянул, но тогда мета все еще во многом строилась вокруг второго пилона. Если ты ставил его в прокси, то сопернику стоило побеспокоиться насчет каких-то реально агрессивных билдов, но при этом сам ты мог просто спокойно ставить дома экспанд. Именно так мне, в сущности, и нравилось играть – я всегда прятал второй пилон. Иногда я делал много адептов, иногда ставил экспанд уже после второго, иногда играл сталкеров с трех гейтов. Если пилон ставился на рампе на мейн, то батарейку можно было поставить уже внизу, и поэтому я считал, что мне теперь не нужна полная разведка – батарейка позволяла отбиваться от большинства стратегий.
Проблема в данном случае заключается в том, что когда соперник изучил тебя, то он знает, что отсутствие второго пилона на базе вовсе не всегда означает агрессивную игру. И ShoWTimE про это был очень даже в курсе. Он отлично подготовился к нашему матчу, в том числе быстренько поставил стенку на натурале, дабы его на халяву не прокатили 8 адептов. И после сыграл на отсутствии у меня разведки, умело спрятав дарк шрайн. Во второй игре меня просто полностью уничтожили.
Впустите меня! Впустите меня!
Первый сет соперник взял за счет заготовки, но и у меня было кое-что в рукаве! Я точно знал, как ShoWTimE реагирует на первый нексус, поэтому я отработал билд, в котором продолжение слепо контрило шоутаймовский реакционный прокси-робо. Сработало только так! С помощью очень быстрого феникса я бесплатно забрал первого иммортала. Вот только я думал, что он после этого выйдет из игры. Так что я все сидел и ждал, пока он признает поражение, а он все что-то там пробовал выиграть... И в итоге все-таки выиграл.
Эту игру я тоже проиграю.
На третью игру я выходил совершенно подавленным. Я просто ждал, пока он возьмет этот сет и мы покончим с этим. Такое вот неожиданное последствие того, что я стал чрезвычайно спокойным игроком.
И в таком вот молчаливом спокойствии я отыграл невероятно тупую игру, где была куча дарков, адептов со скоростью и двухбазовых сталкер-колоссов. Здесь не было ничего из того, что я играл на тренировках – я просто хотел, чтобы меня добили уже. К моему удивлению, ShoWTimE реально попробовал именно это и сделать... И наломился на батарейку.
Люблю тебя, детка.
Начало четвертого сета я провел даже хуже, чем начало третьего – то есть угодил в реально вот критическое отставание после того, как не смог совершенно ничего сделать с двумя адептами и оракулом.
Я попробовал сосредоточиться на том, чтобы исполнить правильный билд-ордер и выбрать правильную стратегию, дабы у меня была хоть одна игра, которую я отыграл хотя бы похоже на то, как играл на тренировках. ShoWTimE пожаловал в гости, и армия у него была гораздо больше моей. Вот только на этот раз он, не желая повторить свою ошибку из предыдущей игры, не стал атаковать – пусть даже на этот раз он точно убил бы меня. Сами посудите.
"Drogo нужно какое-то абсолютное чудо, чтобы отбить эту атаку". (с) feardragon
Тут вот в чем дело. Тогда мы еще считали, что самым мощным составом армии в мидгейме был чарджлоты-архоны-иммы. Если вы хотели идти в атаку или играть надежно – именно так народ и играл. Три базы, шесть газов, сделать такую армию, а там, может быть, перейти и во что-то иное.
Также считалось, что колоссов ну вроде как можно использовать, но если в зеркалке один из игроков делает колоссов, а другой дизов, то дизы 100% выигрывают. Но если кто-то из игроков по какой-то причине решает играть надежно и пока что не идти в дальнейшие технологии, то его ждут довольно серьезные последствия.
Такое уже было у меня против Harstem'а, и теперь оно случилось снова. Вот только теперь уже ShoWTimE мог использовать низкотехнологичную армию для того, чтобы убить меня – но, думаю, он боялся проиграть.
Дежавю
Именно в пятом сете я единственный раз хорошо провел дебют. ShoWTimE же попробовал сделать сразу много разных вещей и просто отлетел от нескольких адептов – как оно и бывает в половине игр в любом PvP-матче. Я выиграл матч после отставания 0:2 и просто поверить не мог, насколько же мне повезло.
Ну а дальше меня ждал еще один немец.
Starcraft II – это игра про дебюты. До тех пор, пока она не перестает быть игрой про дебюты
Представленный выше скриншот – из третьего сета в best-of-5 против HeRoMaRinE, и если говорить об уровне исполнения, то это моя любимая игра за весь 2020 год. В той игре случилось все, что я представлял себе, когда работал над теорией и тренировал билд. А закончилось все чистым А-мувом и сражением, в котором одна из армий одержала разгромную победу. Именно так, как и должно быть в каждой партии в Starcraft 2.
Впрочем, если брать матч в целом, то там уже другая история. Я играл против Хиромарина, который проиграл две игры, в которых он действовал агрессивно, и выиграл три, в которых он предпочел пассивничать. В этом заключается один из недостатков игры с расчетом на постоянное улучшение ранне-средней стадии – если вы всегда заканчиваете игру в момент, когда получаете преимущество, то в более поздних стадиях вы будете играть не особо-то и хорошо. Пусть даже к моменту начала этих самых стадий у вас, в силу означенных выше причин, и будет довольно значительное преимущество.
Кажется, игра вышла в лейт. Время самоубиться!
Я помню, как еще будучи подростком смотрел ежедневные видео Day9, и оттуда мне навсегда запомнилось одно его высказывание: "Если хотите стать лучше, то всегда смотрите на самую раннюю ошибку в игре и игнорируйте все, что было после".
Это все твоя вина, Day9, и я отписываюсь!!! Ну или нет – я ведь, в конце концов, дошел до топ-8, что вовсе не плохой результат, учитывая мое везение. Если бы мне удалось показать хороший результат и на следующем дримхаке, то, пожалуй, можно было бы помечтать и о Катовице.
Продолжение следует.