RuFF: "У террана есть ультимативная комбинация против протосса. Но я не знаю, как до нее дожить"

RuFF:

Американский старкрафтер RuFF благодаря многочисленным видео Алекса 007 хорошо известен в СНГ-сообществе. Поэтому когда на ютуб-канале ESChamp появилось интервью с этим креативным терраном, то мы решили его перевести. В ходе разговора RuFF рассказал о том, как он пришел к столь нестандартному стилю игры и как собирает свои безумные билды, поведал об играх против Bomber'а и TRUE (причем обоих назвал чемпионами GSL), порассуждал о состоянии террановских матч-апов, да и много чего еще.

news_60a666be6cdbf.jpg

– Как появилось твое прозвище "сумасшедший ученый"?

– Это было давным-давно. Наверное, я впервые услышал эти слова в отношении себя на MLG Columbus – это был третий турнир MLG, на который я поехал. Прозвище придумали в моей первой команде, которая называлась vVv. И там еще такая история была... У меня не было командной футболки, и мне дали плащ. Длинный такой, черный, с надписью "RuFF" на спине. Вот на том же ивенте меня стали называть сумасшедшим ученым.

Тогда я не думал, что эта шутка перерастет в нечто большее. Но меня, как видите, и по сей день так называют. А вообще, прозвище я получил за то, что был игроком, который выступал на высоком уровне, при этом не используя метовые билды.

https://www.youtube.com/watch?v=114xWn30MJU

– Ты сознательно решил не придерживаться меты или просто играл так, как приходило тебе в голову, и постепенно создал как бы собственный стиль?

– Я пошел своим собственным путем. В первую очередь, я играл в старкрафт ради удовольствия. То есть, когда я играл в Brood War, то я много играл в вещи вроде Micro Challenge, Micro Tournament. Мне не нравились манипуляции с юнитами – но мне нравились сами юниты, вот как они есть. Поэтому я играл много "сторонних" игр, в которых использовались стандартные боевые единицы. Это помогло мне прокачать микроконтроль и понимание юнитов.

Потом я поступил в колледж, стал изучать математику. Возможно, математика и геометрия тоже наложили свой отпечаток на мое понимание того, как взаимодействуют юниты в игре.

– Я читал, что ты восхищался BoXeR'ом, многое у него позаимствовал. Что из позаимствованного ты используешь и по сей день?

– Еще до выхода Starcraft 2 я смотрел олдскульные игры по Brood War. Там было много крутого, но больше всего мне в душу запал именно BoXeR. Он использовал гостов, "выключал" ими кэрриеров (способность Lockdown); он делал Optical Flare, чтобы люркеры не могли видеть медиков. В общем, он делал такое, чего в обычных играх, которые я смотрел, не увидишь.

Вот поэтому я реально кайфовал от того, как он играет. Ведь он играл очень умно. Я начал следить за его результатами и быстро выяснил, что он невероятно изобретательный игрок. То, что делал он, напоминало мне то, что я сам в прошлом делал в различных играх на микро – вот только он это все исполнял в реальных матчах.

Так я и решил пойти своим собственным путем, потому что именно от такой игры я и получал удовольствие.

news_60a666c8f1e5f.jpg

– Как связаны математика и старкрафт? Как твои математические познания отражаются в игре?

– Я часто придумываю что-то прямо на ходу, зачастую это какие-то необычные вещи. Много важных игр (полуфиналы турниров, например) я выиграл, делая что-то совершенно безумное. Не знаю, почему я тогда делал именно так – просто делал, и все тут.

Ну вот, например, я почему-то решаю, что построю-ка я на бараке не реактор, а лабораторию. Лаборатория стоит не 50 газа, а всего 25 – значит, я могу позволить себе построить мародера. Так вот я в билдах периодически заменяю юнитов.

– То есть ты как бы формулы пишешь и потом меняешь в них переменные?

– Получается, так. И это забавно, потому что мне сложно было приспособиться к игре после всех многочисленных изменений в геймплее и в мете. Раньше я всегда открывался через рипера, играл на выход в масс воронов или масс викингов с масс геллионами. Эти вещи понерфили, и я поймал себя на мысли, что постоянно отлетаю от разных ранних атак, которые приходят еще до того, как у меня получается выйти в желаемую композицию армии.

Тогда я начал думать: что если вместо двух риперов (100 минералов, 100 газа) сделать двух мародеров (200 минералов, 50 газа). Добыть поменьше газа, не делать грейд на фугасы, ибо он не нужен... И теперь я по такому билду в TvT могу отбивать ранние атаки от игроков, которые играют по мете. Такие вот мелочи. А так как я не делаю грейд на фугасы, то все равно можно очень быстро заказать завод.

Вот такие вот небольшие изменения я вношу в свои билды, и они, что удивительно, работают.

https://www.youtube.com/watch?v=9_fAP0NX1EY&t=1s&ab_channel=Alex007SC2

– Ты как-то отслеживаешь эффективность своих новых билдов?

– Нет, я ничего не записываю, все держу в голове. Раньше, бывало, на каком-нибудь турнире я думал: "Так, у меня есть соперник. Этого парня я могу обыграть как угодно, но вот был у меня билд – я его уже где-то год не исполнял. Давайте сыграем его, ведь я знаю, что этот билд работает".

Например, открытие через 2 барака с реакторами и риперов. Я редко так играю, но знаю, что такой билд очень хорошо работает против протосса. Так-то когда билд у меня отточен, то я перестаю его играть, но могу достать такую стратегию из закромов на турнире.

– Это такой очень олдскульный подход, присущий корейским терранам: "карманные стратегии", которые не находятся в мете и которые практически не используются на постоянной основе.

– Или вот есть, например, стратегия: прокси-факта, прокси-старпорт, две минки. Пробки катаются, протосс теряет время добычи, а у меня появляется возможность сделать пуш с мариками, танками и либераторами.

Такие вот простые вещи. Если это эффективно, если это не понерфили патчами и это по-прежнему работает – я по-прежнему могу это использовать. Но просто такие вот стратегии я держу где-то "на дальней полке".

news_60a66846ad452.png

– Когда такие стратегии работают на турнирах, то чего в этом больше: эффекта неожиданности или непосредственно эффективности самой стратегии?

– Конечно, эффект неожиданности тоже присутствует. Но зачастую соперники на турнирах знают, что я делаю. И тогда я вношу в свой билд небольшие изменения. Например, тот же билд с фактой и старпортом в прокси. Соперник видит реактор на бараке, вспоминает, что у меня есть такой-то билд и начинает искать на карте прокси. А я рискую, незаметно завожу к нему на мейн КСМ и строю факту прямо на мейне. Вот так я играю на турнирах для того. чтобы сбить соперника с толку.

Кстати, когда я играю на турнирах, тогда как раз и бывает, что я сижу задумавшись и прикидываю, как мне лучше сыграть. Меня спрашивают: "Ты готов играть?" А я в ответ говорю, что нет, не готов, еще не придумал, дайте еще минутку.

Но, сказать по правде, я давненько уже не играл на турнирах. Последние два–три года в основном занимаюсь стримами.

https://www.youtube.com/watch?v=oU0MvU02QRY&ab_channel=Alex007SC2

– Зачем тогда тебе придумывать новые стратегии? Это для стрима, для зрителей? Или ты просто создаешь какой-то фундамент для того момента, когда вернешься на соревновательный уровень?

– Я по-прежнему тренируюсь для соревновательных условий, не только для зрителей играю. Если бы я играл для развлечения зрителей, то делал бы масс ядерки или что-то подобное. Фанился бы, слетел бы в алмаз или вроде того.

Но я по-прежнему стараюсь придумывать рабочие вещи, потому что если получается нечто такое найти – я начинаю выигрывать все свои игры. Бывало, я выходил на границу топ-50 ГМЛ и понимал, что мои чизы больше не работают, дальше по ладдеру соперники умеют их отбивать, на масс риперах больше не выедешь. И как тогда мне таких соперников обыгрывать?

Черепашить, вот как. Кемперить и собирать ультимативную армию. Не важно, сколько там у них баз – если я соберу ультимативную армию, то буду выигрывать любое сражение в нули. Такое вот у меня было видение.

Потому что во всех играх работает принцип "чем больше у тебя юнитов, тем легче тебе обыграть соперника". И, конечно же, очень многое в сражениях в лейте решают спеллкастеры – если их хорошо контролить, то иногда можно просто стереть целую армию, практически ничего не потеряв. Вот к этому я всегда и стремлюсь.

То же самое с крейсерами: если я буду вовремя телепортироваться и не буду терять этих юнитов, то смогу уничтожать одну армию за другой. Вот только скорости и таймингов мне не хватает, так что над этими компонентами я все еще работаю.

news_60a667a12d9f9.jpg

Bomber

– А у тебя есть еще какие-то майндгеймсы для турнирных ситуаций?

– На MLG игроков рассаживали таким образом, что твой соперник сидел прямо напротив тебя. Иногда, когда мы разговаривали – решали, например, на какой карте играть, – я зловеще улыбался. Не знаю, становилось ли моим соперникам от этого неуютно, но я надеялся, что они от такого начинают нервничать. Потому что я сам по какой-то причине на турнирах и просто на LAN-ивентах в принципе не нервничаю.

Наверное, единственный раз, когда я занервничал, был в полуфинале какого-то довольно крупного турнира. Даже и не помню, что это за ивент был, но я играл против корейского игрока... Bomber, вот кто это был! Он тогда был чемпионом GSL. Вот именно тогда я сидел и перед игрой думал, что же мне делать.

* Что-то RuFF тут загоняет. С Bomber'ом он действительно играл на одном из турниров, но не в Ro4, а в Ro32. И лигу GSL этот кореец никогда не выигрывал (если не считать Code A), хотя в 2014 году за три месяца взял три американских турнира: Red Bull Battlegrounds в Вашингтоне и Атланте (именно здесь был матч против RuFF'а), а затем и WCS America.

Я почти выиграл. Вот чуть-чуть не хватило. Там ни у кого из нас не осталось рабочих (я чизил). Я поверить не мог, что он выиграл – у него всего один викинг выжил.

– Я был на том ивенте, да. А что за зловещая ухмылка такая? Показать можешь?

– Даже не знаю. Оно-то, конечно, проще, когда ты находишься в моменте. Попробую...

news_60a6676b4b6af.png

Но вообще можно просто взять мое фото, где я показываю ультралиска. Вот там оно.

news_60a667731c5b9.png

– Вот это вот "забраться в голову к сопернику и выбить его из колеи" – ты на турнирах такое практиковал постоянно, или же это только для каких-то конкретных матчей?

– Это в чем-то похоже на покер. По крайней мере, так было раньше. Сейчас у игроков более отточенная механика, но в былые времена выиграть мог любой – при условии, что есть микро и есть макро. Игра была... Да, не знаю. В общем, больше вариативности было в плане победителей. Многое сводилось к пониманию игроками своих соперников.

Вот в покере ты садишься за стол и видишь, что кто-то всегда играет сейфово. Против таких игроков обычно можно рисковать. И наоборот – если видишь игрока, который горячится, проигрывает руки, то против такого можно попробовать действовать понадежнее.

Я по такому же принципу играл на ладдере. Вот этот парень все время делает одно и то же – это нужно использовать. И часто у многих игроков на турнирах ведь нет большого разнообразия по части билдов. А когда мне доводилось играть против креативных ребят, таких как CatZ или Nina (тогда еще pucK), то против них я уже больше рисковал и сводил игры к микроконтролю, так как в макро мне было не выиграть.

https://www.youtube.com/watch?v=EWYwhsBcT3Y&ab_channel=Alex007SC2

– Мы часто используем слово "стратегия", но мне кажется, что многие в твоем случае вместо него могут использовать слово "чиз". В чем, на твой взгляд, разница между стратегией и чизом?

– Хороший вопрос. Чиз – это что-то такое, что позволяет тебе уже на раннем этапе игры нанести очень много урона. Если ты играешь с трех баз, выходишь в макро и собираешь сложную композицию войск, пусть и нетипичную, то это не чиз.

Но периодически бывает, что кто-то говорит что-то типа "это чиз с тремя командными центрами". Ну, у каждого свое мнение. По мне, так чиз – это что-то, что приходит с атакой очень рано, убивает рабов, ну и дальше чизеру уже легко выиграть игру.

– Вернемся к обсуждению турниров. У тебя нет ощущения, что из-за своих уникальных стратегий ты оказываешься в менее выгодном положении? Ну, когда ты еще играл на соревновательном уровне.

– Нет, мне так не кажется. Это может стать проблемой, если ты постоянно играешь одно и то же, пусть даже у тебя и отточенный билд. Кто-то всегда сможет найти в этом билде какую-то лазейку. Ну, если только у тебя там не какой-то ультимативный макро-билд.

У меня, кстати, такой вот ультимативный макро-билд раньше был. Потому как были игроки, которых я не мог зачизить и которых не мог обыграть с двух баз. Поэтому мне приходилось выводить игру в лейт. Я сейчас про топовых американских и корейских игроков говорю. В таком билде я собирал то, что я называю ультимативной композицией войск, и при этом я знал, как до этой композиции дожить.

Нынче, как мне кажется, у терранов по-прежнему есть ультимативные сочетания юнитов. Например, против протосса это масс крейсеры, немного гостов и ворон для минус брони. Такая армия может стереть любого тосса – ну, по крайней мере, есть у меня такое ощущение. Но при этом мне очень сложно такую армию собрать, хотя в былые времена такого не было.

Вот в этом и заключается проблема, с которой я сталкиваюсь на соревновательном уровне. То, как я играю, не позволяет мне собрать эту ультимативную связку. Чизы по-прежнему работают, двухбазовые билды по-прежнему есть, но я каждый день иду на ладдер и играю в макро, потому что хочу найти тот самый билд, который позволит проводить игры по 30 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=LWfgg9mOF6I&ab_channel=PiGPiG

– И тебе кажется, что скилла у тебя достаточно, но нужно просто понять, как все лучше сделать? Как перестроить игру под свои возможности, а не подстраивать свои возможности под игру?

– Очень много времени прошло с тех пор, когда я пытался играть по мете. Мне уже даже начинает казаться, что я вообще забыл, как это делается. Раньше я играл метовые вещи – против тех же протоссов био исполнял вообще без проблем. А нынче... Пару раз попробовал, и закончилось все тем, что я сидел и задавал себе вопрос: "Откуда там столько юнитов"?

Я пытаюсь оставаться верным себе и собирать армию, которая сможет победить любую связку в лейте. И у меня всегда была такая цель. В былые времена можно было играть танки с воронами и викингами. Даже против протосса. Если ты делал все правильно и если протосс нападал в лоб, то можно было поставить автотурели перед танками – и ты убивал и зилотов, и все остальное. Нужно было только знать, что делать.

Но сейчас такое уже не работает. Например, из игры убрали модули точечной обороны, и протоссы теперь могут пробивать террана темпестами. Поэтому я использую другие связки войск. И я-то понимаю, что масс крейсеры – это ультимативный лимит, но мне в них просто не выйти.

– Я заметил, что с самого начала интервью ты ни разу не вспомнил про зергов, все про протоссов говоришь. Тоссы – это сейчас твоя ахиллесова пята?

– С протоссами какая ситуация? Если я могу выйти в лейт и собрать ультимативную армию, то я могу победить. С зергами – нет. Но при этом с зергами я могу выйти в лейт, так что меня это в целом не парит. Ну то есть против зерга я могу 30 минут сидеть на своих базах и собирать армию, и ничего они с этим не сделают. Но у зергов при этом есть очень много гибкости, много разнообразия, и в текущей мете против них очень сложно играть. На мой взгляд, бейны как-то чересчур хороши. Зерг может сидеть на тир-1 и уничтожить тебя масс бейнами.

Я пробовал минки, пробовал танки – тех юнитов, которые, по логике, и должны контрить бейнов. В прошлом у меня были вороны, которые могли взрывать бейнов. А теперь тех воронов у меня уже нет.

В общем, матч-ап против зергов меня волнует не так сильно, потому что там я, как по ощущениям, по-прежнему могу делать, что мне захочется – просто в самом конце уже начинаются проблемы. А с протоссами... Соперник играет алл-ин с войдреями – все, гг. Если бы в этом матч-апе у меня было больше универсальности, которая позволяла бы мне доживать до более поздних стадий, то я бы не жаловался.

https://www.youtube.com/watch?v=qJ9KT0_KmK4&ab_channel=PiGPiG

– Так на что все-таки идет основной упор в твоей игре? На то, чтобы побеждать в затяжных играх, где ты собираешь ультимативное войско, или на то, чтобы побеждать за счет креативных стратегий, которые удивляют соперника?

– Реально хороший вопрос. Было время, когда мне казалось, что ультимативный билд против зерга – это торы, госты и хеллбаты. Я начал придумывать дебют, который стал бы одновременно и сетапом для выхода в такую связку войск. Тогда-то я и задался вопросом о том, нельзя ли мне открываться через гостов, потому как я ведь смогу использовать их и позже в игре. Если получится с таким дебютом выиграть уже на ранней стадии – ну, отлично. А если игра перейдет в лейт, то у меня сразу будут госты. Кост-эффективность, короче.

–Да-а-а. Обычно ведь в старкрафте, если ты играешь по мете, то ты как бы меняешь юнитов по мере перехода игры в новые стадии. А у тебя есть представление о том, что тебе нужно в лейте, и ты какие-то кусочки из этой связки используешь с самого начала.

– В былые времена я против зерга строил два танка, а потом сразу два старпорта. Далее – харасс воронами и викингами. То есть я уже готовился к лейтгейму.

– Ты, считай, играл лейтгейм в самом начале партии!

– Но! Теперь воздух против зерга практически не работает. Коррапторы убивают все, инфесторы не дают баттлам телепортироваться и могут забирать твоих юнитов, плюс еще есть паразитические бомбы. В общем, воздушные юниты не работают, и я решил играть через землю. ЕМП по вайперам, ЕМП по инфесторам, дальше вперед идут огромные мощные хеллбаты и торы – и вот что зергу с ними делать, да? Но тут появилась новая проблема, и этой проблемой стали люркеры (после того, как им баффнули рендж). Теперь вот снова ищу решение. Пока что все строится на этом же сочетании войск, но уже с добавлением танков.

– У тебя что, мидгейма как такового в принципе нет? Раз ты с самого начала используешь юнитов, которые будут у тебя и в лейте?

– Именно так. У меня нет мидгейма. Ха-ха. Мои игры либо заканчиваются быстро, либо заканчиваются в лейте.

news_60a668fdce8ef.png

PSISTORM Gaming

– Можешь рассказать какую-нибудь историю про то, как ты обыграл игрока, который на голову выше тебя?

– У меня на твиче есть хайлайты со стримов, и вот там есть запись того, как я на ладдере пять раз подряд обыграл чемпиона GSL – TRUE. Было как раз тогда, когда он был действующим чемпионом и приехал в Америку, чтобы выступать здесь.

* RuFF опять что-то приукрашивает. TRUE не выигрывал GSL, хотя разок доходил до полуфинала Code S. Чемпионом он действительно был – летом 2016 года перебрался на постоянное место жительства в США и сходу выиграл WCS Summer в Монреале. Но это же не GSL...

Мы с ним пересекались на турнире Cheesadelphia в Филадельфии, так как были в одной команде. Он подошел ко мне спросить, как я придумываю стратегии – он тоже хотел бы придумывать что-то свое. Когда я услышал такие слова от чемпиона, то мне было очень приятно. А в тех играх я играл какие-то билды с тремя с баньшами и либераторами с трех старпортов, которые застали его врасплох.

Точно не знаю, какая у него тогда была реакция. Но я заметил, что корейские игроки проявляют большое уважение к тем, кто хорошо играет – они хотят общаться, обсуждать игру, учиться. Они постоянно стараются чему-то научиться и стать лучше.

news_60a6691d1fe11.jpg

TRUE

– Ты пару раз задумывался о том, чтобы уйти из игры. Что удержало тебя в старкрафте?

– Первый раз я начал думать об уходе три года назад, когда завел семью. Тогда я зарабатывал на старкрафте совсем мало, меньше 600 $. Но я продолжал играть, потому что думал о своих друзьях, с которыми познакомился на стримах, об активных участниках моих трансляций. Эти мысли заставили меня вернуться. Я обсуждал это в том числе и со своей женой – говорил ей, что мне нравятся люди, которые приходят смотреть на мою игру.

Во второй раз, когда я чуть не ушел из игры, я думал уже о себе. Старкрафт по-прежнему хорошая игра, он по-прежнему приносит удовольствие мне и моим друзьям, но если бы мне нужно было уже остановиться и найти себе какую-то хорошую работу, то я бы это сделал. Тут, однако, дело в том, хочу ли я каждый день с понедельника по пятницу с 8 утра до 5 вечера быть на работе? В общем-то, нет. Если бы получилось найти что-то с гибким графиком и если бы это что-то приносило бы мне столько же удовольствия, как старкрафт и стримы, – наверное, я бы взялся за такую работу. Но у меня отличные зрители, и поэтому я все еще здесь.

Все это звучит так, как будто я не могу остановиться, но это не так.

– Понимаю тебя. У самого был такой момент, когда нужно было поговорить с самим собой на чистоту и принять решение – перебираться в другую игру или нет. Но я в старкрафте встретил столько людей, которые задержались в моей жизни на непривычно долгое время...

Мы подходим к концу интервью. Если бы ты мог что-то изменить в старкрафте, то что бы ты поменял? Вот что угодно.

– Конечно же, мне бы хотелось вернуться во времена Heart of the Swarm. Тогда на турнирах побеждали разные игроки, и мне нравилось, что в игре много решали стратегии. Но и от Legacy of the Void я отмахиваться не хочу. Тут я бы вернулся назад где-нибудь на три года – в те времена, когда Maru еще не начал царствовать в игре. Тогда в игре тоже было очень много стратегии и очень много разнообразия.

news_60a669458887f.jpg

– Заключительные слова и пожелания!

– Конечно же, большое спасибо мои зрителям – вы, ребята, крутые! Если бы не вы, то я бы не стримил; не занимался бы тем, что так люблю. Также большое спасибо моей команде PSISTORM, за которую я играю уже долгое время и в которой я повстречал многих своих хороших друзей.

Источник

Читайте также