Clem против остального мира

Clem против остального мира

Несмотря на свои недавние неудачи и, в частности, провальное выступление в мейн-ивенте DreamHack Masters, французский терран Clem по-прежнему входит в число лучших игроков мира. На днях на Team Liquid вышла большая статья, посвященная игроку и его игровому стилю, которую мы для вас перевели. Речь в ней идет о великолепном TvZ, не столь великолепных TvT и TvP, а также о проблемах с корейцами. Все – с комментариями самого Клемента.

news_60e02540e9e19.png

В какой-то момент в 2020 году, в самый разгар пандемии, подросток из французского городка с населением менее 10 тысяч жителей начал доминировать в старейшей киберспортивной дисциплине.

В возрасте 19 лет Клемент "Clem" Депланш стремительно добился небывалого мастерства в одном из самых требовательных к механике матч-апов в старкрафте – в TvZ. Для него это был единственный путь к тому, чтобы свергнуть старых королей и подвинуть стремящихся взойти на трон принцев Европы. В апреле 2020 года игрок набрал ход во время турнирной серии Xel'Naga от Red Bull. На этом еженедельнике тогда выступали лучшие игроки Европы, и в том числе Serral – "финский феномен", который был лучшим иностранным игроком в истории старкрафта.

На поединок с финном Clem выходил с очень плохой статистикой. Он уступал ему в личных встречах, до этого ни разу не выигрывал у него полноценный матч и за все время сумел взять лишь одну карту. Но в этот раз статистика, на самом деле, была обманчивой. Игроки не пересекались на турнирах с 2019 года, и Clem на тот момент как раз был на подъеме, тогда как в игре Serral'а наметился спад.

Начало игры на отметке 1 час 00 минут

В последней игре того матча Clem просто унизил европейского зерга-чемпиона. Он ворвался к нему на базу геллионами и риперами, используя мобильность этих юнитов для того, чтобы нанести урон экономике соперника. Терран давил зерга с самого начал матча и до последней его секунды. Если бы он допустил ошибку, то его игра могла порушиться, но вот только Clem тогда практически не ошибался.

Он почти безупречно выбирал цели для атаки, отступал от милишных зерговских юнитов и уводил свои войска до того, как бейнлинги могли нанести им массивный урон. Даже в моменты крупных сражений он дропал пехоту и устраивал атаки на базы Serral'а. Он давил в одной части карты, что позволяло ему запрятать морпехов и танки на уступах в другой части карты, где они также наносили зергу урон, убивая его юнитов.

Clem просто душил своего соперника. Serral продолжал бороться, и это, как и в реальной борьбе, весьма показательно свидетельствует о его оборонительных навыках. Дома у него была группа бейнов и королев, которые должны отбивать харасс. Но Clem каждый размен проводил немного лучше, вследствие чего Serral'у приходилось дозаказывать боевых юнитов для защиты рабочих. И вот уже Clem ведет по апгрейдам, наращивает экономику – его "захват" становится все сильнее. У Serral'а больше нет возможности сопротивляться, и он признает поражение.

Начало момента на отметке 1 час 8 минут 24 секунды

Во время нашего с Clem'ом разговора, на диване за его спиной дремлет рыжий кот. Сам Clem говорит спокойно и производит впечатление тихого и неформального в общении человека – даже в те моменты, когда его поведение оживляется. Сотрудники TL, случается, упоминают, насколько он приятный парень. Но когда речь заходит о старкрафте, то становится понятно, что его стиль игры очень отличается от его характера.

Ведь если говорить про старкрафт, то здесь Clem является одним из самых агрессивных, уверенных в себе игроков, который при этом обладает высочайшим уровнем исполнения.

* * *

– Ты исключительно хорошо прессингуешь соперника в TvZ. Как ты выработал такой подход к этому матч-апу, как обрел уверенность в собственных действиях?

– Я всегда был очень агрессивным игроком. На самом деле, какое-то время назад я играл еще более агрессивно – постоянно пытался атаковать, постоянно дропал то здесь, то там. Но в последнее время я постарался научить себя иногда отступать и, когда это необходимо, играть в более оборонительном ключе.

Думаю, что в прошлом моя сила в наибольшей степени заключалась в микроконтроле. Теперь я более разносторонний игрок, особенно если речь идет о TvZ. Но, да – у меня всегда был агрессивный, завязанный на микро стиль игры. А если играешь в таком стиле, то со временем приходит и уверенность.

Думаю, для терранов иногда очень важно как раз быть уверенным в своих действиях. Решительно давать бой в тех случаях, когда многие другие игроки на это, возможно, не решились бы. Умение распознавать такие ситуации, когда сражение позволит провести вам хороший размен.

– Когда ты готовишь атаку, то оцениваешь риски? Например, что будет, если ты невыгодно разменяешься? Что, если соперник вдруг зайдет с фланга? Что, если он вдруг припрятал в углу карты бейнов? Такое вот?

– Да, в старкрафте нужно всегда учитывать все возможные варианты развития событий, стараться разведывать, а далее уже думать в ключе "если будет вот так, то я могу сыграть вот так и вот так". То есть ты принимаешь во внимание все, что может произойти, плюс потом тебе нужно разведать и защититься от того, что делает твой соперник.

Очень важно знать, что твой соперник в теории может сделать, держать это в уме и готовить то, что позволит на это ответить. Знать, на каком тайминге разведывать, чтобы отбиться от атаки. Стараться действовать сейфово, защищаясь от всего, и в целом отыгрывать настолько надежно и четко, насколько ты можешь.

Так делают не все игроки, но если посмотреть на самых лучших – на таких, как Serral и Maru, – то они именно так и играют. Они стараются действовать надежно, играть сейфово, но при этом в их арсенале есть и чизовые тайминги, и варианты с ранней агрессией.

18 минут 18 секунд. Clem как раз вовремя кидает скан и видит пачку закопанной люры, которая могла бы стоить ему игры.

Риск – это ключ к агрессии, микро – это ключ к контролю

Serral был лучшим зергом в 2018 году, был лучшим в определенные периоды в 2019–2020 годах, но в 2021 году его обогнал Reynor. Получается увлекательный сценарий: два чрезвычайно молодых игрока соперничают друг с другом за звание лучшего в старейшей киберспортивной дисциплине. Матч Clem vs Reynor стал европейским "классико", в котором Clem в последнее время одерживает победы. Если хотите взглянуть на лучшее, что Clem может показать в старкрафте, то стоит обратить внимание на недавнюю игру против Reynor'а на DreamHack Summer.

А если хотите увидеть хороший разбор того, в чем Clem так хорош, то посмотрите анализ его игры от uThermal'а. За плечами этого террана 151 турнирная игра против Clem'а, и он может разобрать по косточкам и матч-ап, и стиль игрока. В своем видео он, помимо прочего, подчеркивает важный аспект агрессивного стиля игры, который часто остается незамеченным практически в любом спорте.

Риск.

Момент на 33 минуты 33 секунды

Clem отстает от Reynor'а по рабочим, у него меньше лимита, плюс зерг харассит его и не дает спокойно добывать ресурсы. Терран вот-вот начнет уже серьезно отставать по экономике, потеряет контроль карты, после чего преимущество окончательно перейдет в руки его соперника. И здесь он решает рискнуть и провести атаку, которая позволит ему уничтожить одну из баз Reynor'а.

Clem рискует и давит через узкий проход, в то время как его подкрепление еще очень далеко. Reynor понимает, что он может окружить эту группировку и забрать большое количество юнитов – но это понимает и сам Clem. Примерно на 34:25, прямо перед атакой зерга, Clem делит мариков на две группы. Одна из этих групп отходит назад, а другая выходит немного вперед.

news_60e04f6b1ec4f.png

Clem пушит таким количеством морпехов, которого как раз хватит для того, чтобы выбить зерговскую базу в момент нападения зерговской армии. Далее Clem грузит атакующих морпехов в медиваки, а другую группу пехоты использует для того, чтобы откайтить зерга и тем самым дать медивакам возможность улететь. Дальше он подводит подкрепление, которое было в верхней части карты, и соединяет его с остальной армией. Затем войско становится дугой, в которую и наламывается зерг.

Получается, что Clem, которого буквально только что окружал зерг, теперь уже сам окружает зерга.

news_60e0df24c61f2.lob

Уникальность стиля Clem'а заключается даже не в привычно сильном микро или выверенных атаках – она кроется в великолепном риск-менеджменте. В интервью игрок подчеркивает, что важно играть настолько сейфово, насколько это возможно, но это не значит, что он в ходе игры не рискует и сражается только в тех случаях, когда у него очевидно хорошие шансы на выгодный размен. Clem, скорее, снижает риск за счет того, что просчитывает ситуацию наперед, предусматривает возможную контру к своим действиям и далее находит способ минимизировать урон от ответных действий соперника.

Когда речь идет об игроке, который невероятно хорошо умеет атаковать, этот компонент его игры часто остается незамеченным. Это и понятно, ведь гораздо легче заметить качество исполнения – оно более наглядно, да и значит тоже больше. Сам же Clem признает, что его стиль игры строится на очень натренированном микро.

Причем "очень натренированном" в данном случае не столько даже гипербола, сколько вообще преуменьшение. У Clem'а очень хорошая турнирная выносливость – согласно ликвипедии, он в этом году выступил на 54 турнирах, а это примерно по два ивента каждую неделю.

Практически в каждой игре с участием Clem'а можно увидеть прекрасный микроконтроль. Наиболее яркие примеры – это то, как он контролит пачкой био, или же то, как он выжимает максимум из раннего харасса небольшой группкой быстрых юнитов. Из такого микроконтроля произрастает и способность к мультитаску.

За всеми этими передвижениями, исполнением и постоянной агрессией очень легко упустить из виду риск-менеджмент. Но это один из ключевых компонентов агрессивной игры, и также это причина, по которой в агрессивных игроках зрители обычно видят этаких "драчунов", тогда как игроки с оборонительным стилем, в чьей игре легче разглядеть стратегию, воспринимаются как своего рода "ботаники".

Это очень заметно в Super Smash Bros., где болельщики-казуалы отличают агрессивных игроков от игроков оборонительного стиля, как черное от белого. В этой игре про игрока Hungrybox, который играет в очень оборонительном ключе, говорят, что у него нет скилла, хотя на самом деле у него просто невероятно высокий АРМ. В то же время Mang0, который является мастером агрессивной игры, воспринимается как эдакий пьяный мастер – только качественное исполнение на уровне инстинктов, и при этом ноль мысли.

Ginger (еще один игрок в Super Smash Bros.) рассказывал, что Mang0 подходит к риск-менеджменту так же, как это делает и Clem. Когда он нападает, то вместе с этим делает предположение на предмет того, как именно ему будет противодействовать его соперник. На основе этого предположения он готовит последующую оборону – своего рода контру к контре. В каком-то роде Mang0 действует рискованно, но при этом он играет куда более сейфово, чем большинство других игроков в Melee – а все потому, как хорошо он проводит риск-менеджмент.

На самом деле, во многих видах спорта атакующая сторона совмещает атаку с таким же количеством защиты. Мухаммед Али, который прославился своим джебом, скоростью и многочисленными нокаутами, выстраивал свою стратегию нападения вокруг того, как лучше принимать удары соперника. И при этом принимал удары он, пожалуй, умнее, чем кто бы то ни было еще. Его стиль ведения боя, где он постоянно отступал на канаты, был связан с невероятным риском, но при этом был и невероятно продуманным.

Это я все к тому, что игра Clem'а гораздо глубже, чем кажется. Она гораздо глубже, чем просто чистое нападение. Любой игрок из топ-10 настолько конкурентной и изученной игры, как Starcraft, будет совмещать атаку с защитой. И для этого, разумеется, потребуется высочайший уровень исполнения. Нельзя представить себе Mang0 без потрясающей техники, Мухаммеда Али без потрясающей ловкости, а Clem'а – без потрясающего микро.

* * *

– В одном из недавних интервью ты говорил, что сейчас мап-пул в старкрафте очень благоволит терранам в TvZ. Можешь рассказать поподробнее?

– Если речь о best-of-3, то мап-пул одинаково хорош для обеих рас. Ну, может быть, у зерга даже небольшое преимущество, потому что тут обычно выходит, что играется одна карта, которая более удобна для зерга, и одна карта, которая более удобна для террана, а последней картой обычно становится "Романтицид", которая неплоха, опять же, для зергов.

А вот когда дело доходит до best-of-7 (да и до best-of-5, но там это выражается в меньшей степени)… Там есть карты, которые зерги обычно всегда вычеркивают, потому что они для них, дескать, неиграбельные. Но в best-of-7 они не могут их убрать, не могут заветать ту же "Бекетт Индастриз". Конечно, у них появляется возможность сыграть на "Джаганнате", но мне кажется, что для терранов наличие "Бекетт Индастриз" – это все равно более весомый плюс.

news_60e0501c8643e.png

– uThermal отмечает, что ты иногда играешь двухбазовое открытие, тогда как другие терраны так уже почти не делают. Какие преимущества дает такой дебют?

– В прошлом году я против зерга почти всегда открывался в две базы, потом ставил третью, а потом делал геллионов и баньшей, чтобы получить контроль карты и харассить соперника. В таком варианте у меня был хороший потенциал для того, чтобы нанести сопернику урон.

Но в этом году я в основном играю через три ЦЦ с одним газом. Дальше либо все те же геллионы с баньши, либо очень быстрые два барака и стим – чтобы с мариками как можно раньше напрячь зерга.

TvZ – это матч-ап, в котором очень многое решает механика, верно? То есть здесь можно исполнять стандартный дебют, а дальше действовать по ситуации, пытаться обыграть соперника – играть быстрее, играть лучше. Другие матч-апы, в частности TvP, являются не такими прямолинейными.

Еще мне кажется, что в TvZ очень важно быть уверенным в своих юнитах и в том, что ты можешь с ними сделать. Когда есть эта уверенность, то ты можешь исполнять реально крутые вещи, проводить реально крутые размены. Например, там, где другие терраны просто соберут своих мариков в медивак и улетят, я предпочитаю отфокусить нескольких бейнов, задержаться подольше, выгодно разменяться. Думаю, в этом заключается большая разница между мною и некоторыми другими игроками за терранов.

– Почему ты решил отказаться от дебютов в две базы? Ты ведь и в прошлом году показывал хорошие результаты против зергов. Дело в том, чтобы играть более разнообразно?

– Мне кажется, что сейчас зерги уже хорошо, очень хорошо умеют сдерживать двухбазовый прессинг. Когда вы играете в стиле с более поздней третьей базой, то вы просто обязаны наносить зергу урон. У вас больше потенциала для того, чтобы нанести урон, но при этом и урона этого нужно нанести больше, чем в трехбазовом варианте игры.

А зерги сейчас хорошо умеют отбивать агрессию, не получая слишком много урона. Раньше я, например, играл дебюты с либератором, но сейчас зерги уже не получают урона от этих юнитов – хорошо контролят, уводят дронов.

Наверное, поэтому я и стал играть через три ЦЦ. В таком варианте вам не обязательно наносить сопернику большой урон для того, чтобы сохранять шансы на победу в игре.

– Насколько важную роль микроконтроль играет в качестве своеобразного основания, на котором зиждется макро-игра? Например, нужно ли иметь какой-то особенно высокий уровень микро для того, чтобы иметь возможность исполнять определенные макро-стратегии?

– Да, конечно. К примеру, когда вы отыгрываете дебют в три ЦЦ и выходите на очень темповую раннюю стадию TvZ, то вам нужны хорошие мультитаск и микро. Это если говорить про игры на высоком уровне. На более низком уровне игры так контролить не нужно. Там можно сконцентрироваться на макро, сделать много юнитов и убить соперника по а-клику.

Но в какой-то момент, когда макро у вас уже на уровне, и соперники тоже на уровне – тут уже нужно делать какие-то дополнительные мувы, а также использовать микроконтроль для того, чтобы выигрывать игры. В TvZ очень высокий темп, здесь нужно много мультитаска.

Это, конечно же, справедливо для тех ситуаций, когда вы хотите провести партию в динамичном ключе. Есть и другие стили игры, в которых терран отыгрывает в более "кемперской" манере, где не такие высокие требования к скорости. Но если вы хотите играть темповые игры, то вам нужно много действовать на мультитаске, много дропать, много харассить. Это непросто, но в каком-то смысле это сложнее именно в плане механики, а не стратегии.

– Сейчас TvZ – это твой любимый матч-ап?

– Да, точно так. Да, да, да. И еще мне кажется, что этот матч при этом и самый фановый.

– Как думаешь, это просто совпадение, или ты реально лучше отыгрываешь тогда, когда матч-ап приносит тебе удовольствие?

– Да, но TvZ ведь и просто хорошо подходит под мой стиль игры – с микро, с мультитаском. К тому же если тебе в удовольствие играть какой-то матч-ап, то ты больше его тренируешь, больше о нем думаешь. Опять же, чем больше ты выигрываешь в том или ином матч-апе, тем больше он тебе нравится.

Да сложно сказать! Сложно понять, нравится ли мне матч-ап потому, что я в нем часто выигрываю, или он мне нравится потому, что просто нравится.

* * *

Все сходится в TvZ

Если посмотреть на его сильные стороны, то можно отметить, что Clem словно бы создан под современное TvZ. У него безумно крутой микроконтроль, особенно по части медиваков и био, а это значит, что он невероятно круто разменивается даже тогда, когда допускает ошибки. Также отлично в этот матч-ап "заходит" его ставка на контроль и минимизацию рисков в макро-игре, так как в дебютах в TvZ меньше рисков, а основной акцент идет на зачистку крипа и контроль вражеской экономики.

По итогу получается, что в TvZ наилучшим образом объединяются все навыки Clem'а. До поражения от Dark'а на TSL 7 он три месяца не проигрывал зергам в матчах формата best-of-3+. Это еще больше впечатляет, если учесть, сколько турниров отыграл, а также то, что он регулярно пересекался с двумя лучшими зергами в мире – Serral'ом и Reynor'ом.

Clem получает удовольствие от этого матч-апа, но сам не знает, почему – то ли дело в самой сути TvZ, то ли в том, что у него здесь получается много побеждать. Есть здесь и место такому элементу, как "необходимость научиться любить" – ведь Clem'у, если он хотел покорить Европу, нужно было добиться совершенства прежде всего именно в этом матч-апе. Ведь в этом регионе хватает сильных зергов и помимо Reynor'а и Serral'а.

Вполне возможно, что отработка TvZ определила стиль игры Clem'а в общем и целом. Он говорит о том, что значительная интенсивность в игре приходится на микро – кайтить юнитами, дропать, вовремя их отводить. При этом нужно быть полностью уверенным в своем микроконтроле, и в игре Clem эту уверенность демонстрирует постоянно.

Исключительный микроконтроль важен не только для хороших разменов, но и для макро. Стиль Clem'а – постоянно "душить" соперника – строится на том, что он берет контроль над игрой за счет постоянного прессинга. Если его атакуют, то сам он в это время, вероятнее всего, тоже где-то проводит атаку. Если у него преимущество по армии, то он, вероятно, будет зачищать крип, чтобы получить возможность эффективно выходить из боя, подводить подкрепление и давать бой в выгодной позиции.

Clem определил, как играется TvZ, но более любопытно то, что TvZ, возможно, определило стиль игры самого Clem'а. В какой-то степени это как спорить про курицу и яйцо, но в любом случае Clem сейчас настолько хорош в TvZ, что этот матч-ап стал краеугольным камнем его карьеры и его же историческим достижением. Эх, если бы в этой игре не было еще двух матч-апов...

* * *

– Если говорить о международных турнирах, то беспокоят ли тебя TvP и TvT?

– Да, есть немного. Наверное, больше вопросов вызывает именно TvP, потому что в TvT я даже против корейских терранов отыгрываю 50/50. Кроме, может быть, Maru, который лучший в TvT.

С TvP уже сложнее, этот матч-ап меня всегда беспокоит. Поэтому я стараюсь побольше тренировать этот матч-ап, ищу новые крутые билды, стараюсь делать здесь что-то новое.

Стоит отметить, что если ты играешь TvP против корейцев, то игры будут проходить на американском сервере, а там пинг. Конечно, на пинге играют оба игрока, но я в таких условиях играю гораздо хуже, чем обычно – и особенно это касается TvP. В зеркальном матч-апе пинг серьезных проблем, как правило, не вызывает, а вот в TvP и TvZ сильно мешает.

В любом случае, корейские протоссы очень сильны, играть против них сложно в любых условиях.

– Насколько важен билд-ордер в TvP?

– Очень важен. Здесь часто получается так, что выбранные игроками билды приводят к тому, что один из игроков получает преимущество в игре. Обычно есть билды, которые хорошо работают против определенных билдов соперника, но ты не всегда знаешь, как именно будет играть твой соперник.

Так и получается, что в TvP чуть больше рандома, чем в других матч-апах. И здесь нельзя отыграть стопроцентно сейфово – так, чтобы защититься от всего. Также у обеих рас есть много возможностей, много разных стратегий. Мне кажется, что играть этот матч-ап сложно за обе расы. И еще это матч-ап, в котором сложно быть стабильным.

– Похоже на игру в камень-ножницы-бумага?

– Да, немного. У тебя все равно есть возможности для того, чтобы переиграть соперника. Допустим, вы оба играете через харасс, у вас на базе дарки, а у соперника на базе – мины. Тут уже включается кризис-менеджмент, и здесь есть пространство для того, чтобы просто сыграть лучше, чем соперник… Но иногда происходящее действительно похоже на игру в камень-ножницы-бумага. Этого здесь точно больше, чем в других матч-апах.

– Тебе мешает, что есть такой матч-ап, где очень важен выбранный билд, где важно правильно угадать развитие макро? Твоя игра ведь строится в первую очередь на хорошем микро.

– Да, я бы лучше отыгрывал TvP, если бы этот матч-ап больше походил на TvZ, где оба игрока отыгрывают стандартный дебют с небольшими вариациями и харассом. Думаю, мои результаты были бы лучше, если бы мы чаще переходили в обычную игру, потом в долгое макро с серьезным акцентом на мультитаск.

А так иногда есть ощущение, что ты выбираешь билд и при этом надеешься, что твой соперник играет билд, который не контрит твои действия.

– Интересно узнать, насколько сильно ты в TvP полагаешься на предварительную подготовку, на какую-то нестандартную разведку и прочие способы узнать, что будет делать твой соперник?

– Мне кажется, что в TvP хорошая подготовка более важна, чем в TvZ. И, может быть, чем даже в TvT. Плюс нужно готовить билды, которые позволят удивить соперника. Очень важно подготовиться к матчу и знать, чего скорее всего стоит ожидать от протосса.

– А насколько ты уверен в своем TvT?

– Весьма уверен. Думаю, это мой второй матч-ап после TvZ. Это, конечно, не против зерга играть – там я в большинстве случаев выигрываю. В TvT же периодически случаются поражения. Но в целом я весьма уверен в своем TvT, даже против корейцев. Против корейских терранов играть всегда немного сложнее, но у меня не возникает ощущения, что там для меня "без шансов".

– А что делает корейских терранов столь опасными?

– Честно говоря, сложно сказать. Наверное, они просто лучше в общем и целом, понимаете?

Мне всегда кажется, что они всегда находят какие-то новые билды, нащупывают какие-то новые идеи, какие-то небольшие ходы, до которых ты сам и не додумаешься. Всегда есть ощущение, что они очень хорошо мыслят в плане стратегий.

– Они тебя разведывают? Как-то лучше готовятся к тебе, нежели европейские терраны?

– Я не уверен, что дело в подготовке. Или, может быть, не только в ней, но еще и в том, что они немного по-другому играют этот матч-ап. Если посмотреть на игру Maru, то можно отметить, что он играет в очень оборонительной манере, делает все четко и надежно. Играть против него очень сложно, поточу что даже если он попадет в небольшое отставание, то просто засядет в обороне и будет выводить игру в лейт, где в итоге тебя и переиграет.

TvT, TvP, Clem против остального мира

У Clem'а настолько хорошее TvZ, что иногда задумываешься, а не живем ли мы все в мире Клемполеона Дебонапарта, где тот является императором старкрафта. Но Reynor все еще конкурирует с ним за трон Европы, а Maru – за трон террановской расы. Да хотя, что значит "конкурирует"? Когда Clem играет против Maru, то кажется, что Maru просто-напросто лучше.

Статистика против Maru у Clem'а следующая: 1-4 по матчам, 3-12 по картам. Кореец настолько уверенно крошит Clem'у лицо, что становятся заметны его главные слабости. Если говорить конкретно, то это TvT, TvP, статистика международных выступлений и способность играть из отставания.

Стоит сразу оговориться: даже в своих "слабых" местах Clem все равно лучше, чем большинство других киберспортсменов в Starcraft 2. По статистике алигулака он является лучшим не только в TvZ, но и в TvP, что является хорошим свидетельством того, насколько Clem в целом хорош в этих матч-апах. Но это также отражает тот факт, что алигулак все турниры оценивает одинаково, все зависимости от их важности. Если смотреть на результаты только самых важных ивентов, то становится сложно говорить о том, что Clem является лучшим игроком в мире.

Однако быстрое восхождение Clem в условной "табели о рангах" говорит нам о том, что теперь нужно говорить не о противостоянии "Clem против Reynor'а" или даже "Clem против Европы". Теперь мы говорим о таком противостоянии, как "Clem против остального мира".

Для того, чтобы выйти на следующий уровень (читай: стать лучшим игроком мира), Clem'у нужно довести свое TvT и TvP до мирового класса и при этом окончательно оформить свой стиль игры в целом. Это все взаимосвязанные задачи, потому что трудности с терранами и протоссами у Clem'а возникают частично из-за того, что против них он играет в не своем стиле.

Clem умеет не только хорошо атаковать, но и обороняться, да и в общем и целом он по скиллам лучше, чем большинство других игроков. Но при этом ему нравится проводить игру в определенном ключе. Сначала стандартный дебют – может быть, с какими-то вариациями. Далее – исполнение билда, сражения и размены по всей карте, в результате чего он получает контроль над игрой.

Слабость Clem'а заключается в ситуациях, когда подобного не происходит.

Природа матч-апа TvP сильно отличается от TvZ. Стартовые стратегии игроков здесь гораздо сильнее влияют на исход игры, и пусть от дебютов зависит не все, но этот матч-ап куда больше похож на игру в камень-ножницы-бумага, нежели TvZ. А это означает, что на первый план выходят разведка, подготовка и изучение соперника.

В целом Clem хорош в перечисленных элементах, но здесь он все-таки не божит так, как в микроконтроле, исполнении, мультитаске и разменах. Как он сам считает, здесь ему еще есть куда расти. Значительную часть своих тренировок он посвящает просмотру VOD'ов, и при этом сам говорит о том, что TvP на данный момент является для него главным препятствием на пути к тому, чтобы стать топ-1 игроком мира.

А если главная проблема не TvP, то она заключается в игроках из Кореи. Clem уже обыгрывал таких топовых корейцев, как INnoVation, Armani, ByuN, Zest, Dark и Cure, но при этом многим из этого списка он не так давно также и проигрывал. Clem признается, что ему особенно сложно понять корейское TvT – из-за умения корейцев немного изменять дебюты, играть на мелочах и выбирать наилучшие стратегии. Кажется, что благодаря всему этому у корейцев получается отобрать у Clem'а контроль над происходящим в игре.

news_60e04c0f2f777.png

Недавно Clem играл против корейского террана Cure на турнире Team Liquid Starleague. Он проиграл со счетом 2:3. При этом Clem выиграл на тех картах, где у него получилось предугадать действия Cure и получить контроль над игрой. Cure, в свою очередь, где-то выиграл за счет чизов, но также смог сдержать агрессию Clem'а, что позволило получить преимущество по игре и по апгрейдам. Например, на первой карте Cure с помощью геллионов и риперов прогнал медиваки Clem'а на серединку карты и впоследствии не давал ему выйти в атаку за счет постоянного давления.

В некоторых случаях агрессия Cure работала просто потому, что он очень многое ставил на то, чтобы нанести экономический урон. В других случаях она работала потому, что он лучше читал игру. В пятом сете оба игрока одновременно атаковали друг друга дропами, но при этом у Clem'а в медиваке были циклоны, которые и стоят дороже, и урона экономике наносят меньше, нежели юниты Cure. А ведь если бы Clem оставил циклонов в обороне, то вполне возможно, что у него было бы больше шансов на то, чтобы не потерять темп и впоследствии обыграть соперника.

news_60e04c7d0173a.png

У Maru подход противоположный. Он настолько надежно играет в обороне, что за что-то зацепиться в атаке практически нереально. Clem, кажется, чаще ошибается в микроконтроле именно в TvT, чем его соперник и пользуется. Maru хорошо пресекает разведку, лучше читает игру – он отлично понимает, когда нужно просто сидеть в обороне, когда контратаковать, а когда можно эффективно разменяться.

news_60e04d0495c97.png

Даже в TvZ у Clem'а нет иммунитета к корейским заготовкам. Недавнее поражение от Dark'а на TSL 7 должно настораживать даже больше, чем разгромные 0:3 от Maru. Потому что Dark в тех играх показал, что понимает Clem'а и его план на игру, возможно, лучше, чем любой другой зерг.

Для начала он обыграл Clem'а на террановской карте за счет чиза – он знал, что для Clem'а это будет неожиданно. В дальнейшем свою игру он строил на постоянных контратаках, потому что ранее видел, что случалось с европейскими зергами тогда, когда они давали Clem'у хотя бы немного контроля над игрой.

В последнем сете Dark даже использовал нестандартную композицию армии. Он строил роучей, реведжеров и инфесторов, делая ставку на их спецспособности. Инфесторы микозом нейтрализовывали пехоту, не давая Clem'у кайтить, а реведжеры забрасывали армию террана (и конкретно танки) байлами. Clem не мог ни отступить из боя под танки, ни занять удобную позицию, ни защититься от контратак.

news_60e04d3093a06.png

После матча Dark сказал, что он очень много готовился к этому поединку. Ну а у Clem'а появилось очередное препятствие, которое нужно преодолеть. Раз уж он теперь пытается стать лучшим в мире, то все остальные игроки будут особенно тщательно готовиться к играм против него. Тут уже даже в своем TvZ нельзя быть уверенным до конца. Все же все то, что проделал в том матче Dark, может проделать и Reynor.

Паритет и надежда

К счастью для Clеm'а, в топовом старкрафте сейчас установился своеобразный паритет сил. У каждого игрока из топ-10 есть повод опасаться кого-то другого из этой десятки. Однозначно сильнейшего здесь нет.

Это значит, что если Dark может подготовить контрстратегии против Clem'а, то Reynor, в свою очередь, может подготовить контрстратегии против Dark'а – после чего у корейца появятся новые задачи в плане подготовки. Clem, в то же время, получит возможность найти противодействие для Dark'а, плюс улучшить свои TvT и TvP. К тому же если и есть что-то, в чем Clem действительно хорош, то это работа над собой.

Раньше ведь Clem не был царем TvZ. Он не был также и настолько разносторонним, подготовленным игроком. К тому же ему совсем недавно исполнилось 19, он наконец-то закончил школу. Сложно отделаться от ощущения, что в его карьере все только начинается – пусть он играет в Starcraft уже десять лет.

И дело не только в возрасте, но еще и в его психологии. Он видит и признает, над чем ему нужно работать. Он прекрасно понимает, насколько высока конкуренция в высших эшелонах страркрафта, и не склонен недооценивать своих соперников. И боже ж мой, сколько он играет.

Результаты Clem'а в последнее время не дают особенных поводов для радости. Пятое место на ESL Open Cup #75, 7-е место на TSL 7, 5-е место на NeXT 2021, 3-е место на ESL Open Cup 77. В этот уикэнд Clem будет выступать на DreamHack, где он попал в группу с двумя терранами и одним протоссом. Его черная полоса может продлиться – он вполне может не выйти из этой группы.

С другой стороны, Clem сейчас уже заработал себе такой статус, когда в нем можно увидеть и претендента на победу в турнире. В нем можно увидеть человека, который может стать лучшим игроком в мире.

  • Автор оригинального материала: Остин Р. Райан @ Team Liquid.

Источник

Читайте также