Это точно не ремейк AoE II? Ну ладно. Главное из первых обзоров Age of Empires IV

Это точно не ремейк AoE II? Ну ладно. Главное из первых обзоров Age of Empires IV

Уже в четверг, 28 октября, состоится релиз Age of Empires IV – игры, которую очень ждут как многочисленные поклонники серии AoE, так и любители RTS в принципе. Специализированные издания уже начали выкатывать свои рецензии, поэтому мы решили посмотреть, что там пишут про новую "эпоху" в прессе. Надо сказать, пишут в целом хорошо, средняя оценка игры на метакритике составляет 83 балла. Кому-то нравится, что игра очень похожа на культовую вторую часть, а кто-то придерживается совершенно противоположного мнения.

news_6176b3df2c87d.jpg

Примечание: представленный ниже текст представляет компиляцию из нескольких текстовых обзоров.

Визуал

Если говорить о графическом оформлении игры, то мнения разнятся. Так, рецензент WindowsCentral (и большой поклонник серии Age of Empires) пишет, что внешне игра выглядит хорошо, во всяком случае для RTS. В Age of Empires IV достаточно реалистичные пропорции – различные юниты довольно хорошо соотносятся по размерам как друг с другом, так и со всевозможными постройками. Хотя о каком-то гиперреализме речи, конечно же, не идет.

Ландшафты выглядят прекрасно: в лесах есть растительность разного цвета, деревья и трава шевелятся на ветру, цвет морской воды изменяется в зависимости от удаленности от берега, а облака (которые, впрочем, не удается увидеть) могут в какой-то момент скрыть солнце, из-за чего на карте станет темнее.

Есть много маленьких косметических деталей, связанных с постройками. Например, на каком-то маршруте, по которому часто перемещаются юниты, со временем автоматически появляются дороги (но они не дают бонус к скорости перемещения, и на них при необходимости можно разместить здания).

Постройки у разных фракций выглядят аутентично, но при этом их легко отличить друг от друга.

news_6176b49fef1c8.jpg

Анимации в большинстве случаев плавные, но есть и исключения. Когда приказываешь юнитам сооружать стенобойный таран, то они толпятся вокруг этого орудия. Те, кому не подступить непосредственно к тарану, просто крутятся вокруг до окончания постройки.

В то же время, IGN в свой рецензии графическое оформление игры скорее поругали, отметив, что "даже на максимальных настройках игра не особо впечатляет, особенно есть учесть, что можно запустить любой релиз серии Total War с 2010 года и там увидеть и больше юнитов, и лучшую их детализацию, и более проработанное окружение".

У рецензента PCGamesN сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, визуал яркий и достаточно приятный, но при этом текстуры и анимации местами выглядят устаревшими.

Звук

WindowsCentral по-прежнему не скупится на похвалы и отмечает, что игра очень приятно звучит и вообще хорошо работает со звуком. Это касается и марширующих армий, и процесса добычи ресурсов, и постройки зданий, и сражений. Разумеется, юниты и строения издают соответствующие звуки, когда игрок их выделяет и отдает какие-то команды. Причем язык, на котором говорят юниты, со временем изменяется в соответствии с исторической эпохой (во всяком случае, это касается англичан и французов).

Звук меняется в зависимости от позиционирования камеры. Если приблизить камеру к какой-нибудь битве, то можно услышать больше, чем при обычном удалении.

Вердикт рецензента Windows Central относительно визуального оформления и интерфейса игры следующий:

В плане визуала и звукового оформления Age of Empires IV представляет игру впечатляющего калибра. Вы можете не согласиться со всеми графическими решениями – что-то в игре кажется излишне мультяшным, – но я уверен, что игра могла выглядеть гораздо хуже и при этом все равно стать успешной благодаря своему качественному геймплею.

Windows Central

IGN на этот раз соглашается и пишет, что "музыка и звуковой дизайн повсеместно хороши". Традиционные инструменты и мелодии рождают соответствующий каждой фракции дух. Причем чем дальше в игру и в эпохи, тем более сложными и эпичными становятся мелодии.

Геймплей

Задача игрока в Age of Empires IV – провести свою цивилизацию через несколько эпох, развивая экономику и армию, ну и при этом как-то отбиться от врагов (или перебить оных). В основном выводы по геймплейной части сводятся к тому, что четвертая часть максимально напоминает вторую. Отличия, разумеется, есть, но в целом ощущения очень, очень знакомые.

news_6176b72c869ac.png

Строительство базы в новой AoE IV предполагает создание определенных районов. Например, у англичан есть мельница, которая ускоряет производство еды в находящихся поблизости фермах. А у Руси есть деревянные укрепления, которые ускоряют добычу дерева в радиусе. Ну и, соответственно, у других цивилизаций тоже есть какие-то свои бонусы от расположения построек.

Переход в следующую эпоху происходит после постройки здания типа "достопримечательность". Для каждой эпохи есть выбор из двух достопримечательностей, каждая из которых дает разные перки, которые действуют до конца игры. Также достопримечательности позволяют производить особых юнитов или же выдают какие-то бонусы находящимся поблизости юнитам и зданиям.

В соревновательных матчах есть три различных условия победы. Можно уничтожить сопернику все его достопримечательности и городской центр, можно захватить и удерживать все находящиеся на карте святые места, либо же можно построить и защитить чудо. Условия победы задаются перед началом игры.

news_6176b74b4e31f.png

Святыни обеспечивают игроку приток золота, равно как и реликвии, которые получается захватить и доставить на базу. Также на картах есть торговые точки, они также используются для получения золота (но для этого нужно создавать торговые караваны). Разумеется, соперничество за святыни и торговые точки становится причиной боестолкновений с войсками противника.

У юнитов есть свои сильные и слабые стороны, точно так же, как есть прямая и "мягкая" контра. Лучники сами по себе плохо работают против кавалерии, кавалерия плохо работает против копейщиков, ну а те не умеют воевать уже против лучников. На этом треугольнике строятся сражения во всей серии Age of Empires. Но в этот раз систему расширили, добавив юнитам уникальных способностей. У кавалерии появилась стремительная атака (она же чардж, привет зилотам из SC2), копейщики могут сплотить ряды, ну и так далее. Благодаря этому в игре стало чуть больше микро, что наверняка придется по нраву опытным игрокам.

Пехота впервые в серии научилась взбираться на каменные стены, а из простых зданий уже нельзя выстроить глухую стенку – придется добывать камень и создавать сильную защиту.

Здания в Age of Empires IV "научились" гореть. Если у постройки осталось меньше 25% хитпоинтов, то она загорается и ее нужно чинить. В противном случае здание со временем сгорит, то есть будет уничтожено.

news_6176b8480927b.png

В мультиплеерной части все просто и понятно: можно попросить систему найти соперника, можно захостить лобби. При этом игрок может сделать так, чтобы другие могли подключиться к игре для просмотра. Есть интерфейс обсервера, который отображает необходимую информацию по игре, а также предоставляет возможность изменять скорость воспроизведения игры – при необходимости можно "догнать" игру, которая началась некоторое время назад, и смотреть, так сказать, в прямом эфире.

В игре изначально есть 17 карт для мультиплеерных сражений, при этом на каждой возможно использовать 8 разных биомов. То есть у каждой карты есть 8 вариантов оформления, которые не влияют непосредственно на геймплей. Как отмечают в своей рецензии IGN, баланс на картах может быть разным. Так, карты с горной местностью, которая располагает к возведению замков, куда лучше подходят фракциям вроде англичан, нежели кочевникам-монголам.

Ранкеда в игре на релизе не будет.

Интерфейс, искусственный интеллект

Интерфейс – информативный, понятный, с удобным отображением горячих клавиш. Миникарта некоторым рецензентам кажется излишне маленькой, но вряд ли это станет серьезной проблемой для тех, кто привык замечать малюсенькие точки на миникарте в том же Starcraft 2. Уведомления о происходящих событиях при этом достаточно заметны, плюс можно прожать пробел и сразу перенестись на экран, на котором последнее событие и произошло.

А вот всплывающие подсказки иногда мешаются, так как могут закрывать какие-то элементы на экране.

По мнению рецензента WindowsCentral, алгоритмы поиска пути работают хорошо, юниты и отряды исправно добираются туда, куда надо добраться (и по оптимальному маршруту). Армии при перемещении используют умное построение: лучники в арьергарде, быстрая кавалерия впереди.

news_6176b8a7818d9.jpg

А вот рецензент IGN считает, что с поиском пути и наведением на цель в игре все довольно плохо. Не настолько плохо, как было в Starcraft: Brood War, но повод для недовольства есть. Кавалерия застревает и толпится на месте, рыцари любят сгрудиться вокруг одного-единственного копейщика, а лучники могут отвлечься на какую-то жалкую башню, когда чуть-чуть дальше разворачивается важнейшее сражение. "Вам придется постоянно нянчиться со своими армиями, чтобы выжать из них максимум". Сказать по правде, эти замечания выглядят так, словно товарищ совсем не умеет в микроконтроль (а может, и не очень знает, что это такое) и не понимает, что юниты просто атакуют наиболее близкую цель.

Юнитов можно одновременно забиндить в разные контрольные группы. Это позволяет не только создать несколько отрядов из разных типов юнитов, но и, допустим, одной клавишей выделить всех лучников на поле боя.

Есть, впрочем, и недостатки. Например, если задать юниту несколько команд по шифту, то отсутствует визуальная репрезентация мест, по которым он должен пройти. А если ты хочешь выделить пачку юнитов рамкой, но при этом курсор упирается в край экрана, то рамка выделения не становится шире, а смещается вместе с экраном.

Цивилизации

В игре представлено 8 различных фракций. Кто-то говорит, что это мало. Кто-то говорит, что много. Кто-то говорит, что в самый раз – у всех ведь есть уникальные черты, особенности. Например, монголы могут быстренько "собрать вещички" и всю свою инфраструктуру перенести в другое место, что можно сравнить с летающими зданиями терранов в Starcraft 2.

Какие-то цивилизации освоить попроще, какие-то гораздо сложнее. Рецензент Windows Central пишет, что в этой игре нужно уметь не только быстро орудовать мышкой (хотя это тоже очень решает), но и понимать сильные и слабые стороны разных цивилизаций.

news_6176b825a954d.jpg

В рецензии IGN говорится, что в случае шести из восьми фракций есть ощущение того, что слишком мало нового. То есть, да, цивилизации здесь уникальные, но в игре нет ничего такого, что не могло бы существовать и десять лет назад. "Не сказать, что я тут мог сделать что-то такое, чего не мог сделать в переиздании Age of Empires 2 или Age of Empires 3".

Из этой тенденции очень сильно выбиваются монголы, игра за которых предлагает действительно новые игровые механики. Так, у этой фракции полностью мобильные базы, а экономика во многом строится на сжигании построек врагов. Ну и Русь, по словам рецензента, тоже играет непохоже на другие цивилизации – здесь ставка идет на контроль лесных территорий с помощью этаких укрепленных пунктов.

news_6176b80d601f6.jpg

Кампании

"Сюжетная" часть состоит из 35 миссий, объединенных в четыре кампании. На прохождение кампаний, в зависимости от выбранной сложности, уходит примерно от 25 до 35 часов игры. На самой низкой сложности игра, фактически, становится этаким не напрягающим экскурсом в историю.

Фанат из WindowsCentral заверяет, что кампании хорошо продуманны, миссии не наскучивают, ближе к концу становится посложнее. Есть автосейв, который позволяет откатить игру назад в случае каких-то критических ошибок.

Помимо собственно игры, здесь есть видео "Hands on History" и "Path of History". Эти ролики для игры снимала студия Lion TV. Идея заключается в том, чтобы взять современные футажи каких-то мест и с помощью CGI изменить их таким образом, чтобы игрок представлял, как та или иная территория выглядела, допустим, в 1066 году.

Сюжеты Hands on History открываются по мере выполнения миссий. В них обычно рассказывают о той теме, с которой было связано выполненное задание.

Как и во многих RTS, кампания позволяет постепенно познакомиться со всеми особенностями имеющихся в игре фракций и является в каком-то смысле обучающим элементом для тех, кто в дальнейшем хотел бы перейти в мультиплеер.

Рецензент VentureBeat подчеркивает, что кампании спроектированы с прицелом на мейнстрим-аудиторию. Он же отмечает, что игры жанра RTS должны быть в этом самом мейнстриме, а не являться нишевым продуктом.

Я думаю, если вы загоняетесь по истории или же просто хотите поиграть в такую "цивилизацию" с большим количеством сражений, то Age of Empires IV сделана прямо под вас. Местный туториал и кампания, посвященная Норманнскому завоеванию, являют собой пример хорошего первого пользовательского опыта.

VentureBeat

А вот рецензенту из ScreenRant кампания не понравились своей монотонностью и тем, что в ней часто повторяется одно и то же. "На игрока частую нападают одинаковые вражеские войска, которые используют какую-то заранее заданную стратегию. Когда игрок запомнит, какими юнитами лучше воевать против конкретного типа воинов, сражения становятся предсказуемыми и, вместе с этим, заурядными. Особенно заметно это в начале игры, когда доступно не так много юнитов и когда размеры армий поменьше. По мере открытия новых цивилизаций, технологий и юнитов у игрока появляется больше стратегических опций и игра становится интереснее. Но от этого ранние этапы игры выглядят еще более скучными".

В издании PCGamesN отметили, что многие миссии из кампании стараются разыграть перед игроком какие-то исторические события, но в такие моменты неизбежно сказывается относительно небольшое количество юнитов на экране, из-за чего эпичные исторические битвы превращаются в потасовку с фестиваля реконструкции. Хотя тут можно возразить, что это практически неизбежная игровая условность, и в крайнем случае тысячи воинов можно дорисовать себе с помощью воображения.

* * *

news_6176b798bb63a.png

В основном Age of Empires IV получает хорошие оценки – от 80 баллов и выше. В некоторых случаях доходит до 90+ и даже 100 баллов. "Сотку" игре выдал как раз прожженный фанат Age of Empies из WindowsCentral, который в своем обзоре написал следующее:

Age of Empires IV является продолжением серии, история которой началась еще в 1997 году. Если вы являетесь поклонником игр жанра RTS, мировой истории, а может, и того, и другого сразу, то в таком случае игра сразу попадает в список рекомендованных. Здесь есть кампания на несколько десятков часов, восемь уникальных цивилизаций, несколько часов видео, оформленных в документальном стиле, куча карт для поединков с соперниками, да и вообще не наблюдается недостатка в качественном контенте.

Windows Central

К немногочисленным проблемам игры товарищ отнес фризы во время сохранений, несколько некритичных багов в анимации, а также тот факт, что на момент запуска в игре не будет ранкеда и инструментов, которые позволили бы игрокам создавать свой собственный контент.

Рецензенты Video Games Chronicle в целом похвалили игру, отметив отличный геймплей, увлекательную кампанию и приятную графику, но при этом посетовали на то, что часто AoE IV производит впечатление ремейка AoE II. Мы не уверены, что это вот прям плохо, но тем не менее.

IGN заключили, что Age of Empires зачастую слишком уж осторожничает, но стоит игре выйти из своей традиционной зоны комфорта – и становится очень хорошо. Особенной похвалы были удостоены продолжительные кампании и нестандартные для игры фракции вроде Руси и Монголов. В конце рецензии наблюдаем следующие строки:

В целом игра мне понравилась, но иногда я задавался вопросом, а есть ли в моей жизни время на эту игровую формулу столетней давности, тогда как RTS уже давно прошли немалый путь благодаря инновациям других франшиз.

IGN

А вот норвежское издание Gamer.no поставило игре всего 60 баллов. Рецензент отметил, что слишком уж игра медлительная и меланхоличная – хочется просто выйти и запустить, например, Crusader Kings 3.

Игра не дает ощущения, что ты ведешь за собой целую нацию или даже армию. В трейлерах игры и в начале кампаний нам показывают красиво расставленные армии, но это все постановка. Добиться аналогичного эффекта в пылу битвы практически невозможно, и не только потому, что здесь довольно ограниченные опции по части боевого построения, но и потому, что большинство юнитов "липнут" друг к другу. А ведь этого можно было бы избежать, если бы игра решилась отойти от старой формулы, которая тянется через всю серию.

Gamer.no

news_6176b78f292fa.png

В заключение рецензент Gamer.no пишет, что игра точно понравится тем, кто любит серию Age of Empires такой, какая она есть. А вот в противном случае игра разочарует. Пусть здешний мультиплеер весьма хорош и интересен, но в игре мало такого, что действительно впечатляет и приносит настоящее удовольствие.

Но в подавляющем большинстве отзывы все-таки положительные, не ниже 80 баллов. Судя по рецензиям критиков, можно сделать вывод, что у Relic и World's Edge получилось сделать достойное продолжение серии, которое может еще и серьезно увеличить интерес к жанру RTS со стороны как геймерского, так и киберспортивного сообществ. Стремление не отходить слишком сильно от стандартов второй части (или боязнь слишком сильно отойти от тех самых стандартов) тоже понятно.

Тем не менее, пока что это все критики да профессиональные издания. Как игра "зайдет" игрокам – это отдельный вопрос. Хотя судя по тому, что многие старкрафтеры вполне себе интересуются Age of Empires IV, а после бета-теста и стресс-теста не наблюдается бурлений недовольных фанатов, можно сделать вывод, что все у новой "эпохи" будет как минимум неплохо.

Источник

Читайте также