HuK: "У иностранцев всегда есть запасной вариант, а для корейца карьера прогеймера это алл-ин"

HuK:

Гостем одного из недавних подкастов Thorin'а стал Ник "HuK" Раниш, который много лет назад (аж страшно вспомнить, сколько) был одним из лучших иностранных игроков в Starcraft 2. Мы выбрали из подкаста несколько интересных фрагментов – про Корею, GSL, быт в тимхаусе, протоссов, карьеру прогеймера и ее завершение, а также про таких игроков, как Idra, NaNiwa и Jaedong.

Корея

Thorin: В Корее ты прошел, считай, через то же самое, через что проходили и другие игроки, которые ездили туда тренироваться и выступать. Ты думал, что ну ты вроде ведь как довольно хорош по стандартам западной сцены, пересекался на турнирах с какими-то отдельными корейцами – и они, конечно, хороши, но можно попробовать чего-то добиться в Корее. Но как мне однажды рассказал NaNiwa, нужно быть тем еще мазохистом, чтобы поехать тренироваться в корейский тимхаус. У нас-то тут в сообществе думают, что там все такие друзьяшки по отношению к ребятам с Запада. А на деле – ну, типа, тренер может попросить какого-то парня потренироваться с тобой, но тот все равно может делать это неохотно, сыграть "на отвали". И к какому-нибудь супертопу тоже нельзя вот так подойти и попросить с тобой поиграть (если только ты с ним не в реально хороших отношениях). У них ведь там такая иерархия, что все работают на самого звездного игрока, тренируют нужный именно ему матч-ап.

Ты испытал какой-то шок во время своего первого приезда в Корею?

HuK:

HuK: До поездки в Корею я никогда не уезжал из Америки и никогда не был в большом городе. Небоскребов даже никогда не видел. Как сейчас помню свое прибытие: шел дождь, мы ехали по залитому неоновым светом городу, и мне просто сносило крышу. Потом приехали в тимхаус. Я с дороги, где-то 16 часов добирался, устал. И там – порядка 8-10 человек играют, и стук клавиатур очень похож на шум дождя. Очень успокаивающе действует. Никогда не забуду.

Что касается иерархии, то тебе сначала нужно доказать, что ты чего-то стоишь. Уважение там значит очень многое. Да, у нас была система тренировок, где каждый играл с каждым, на основе этих матчей составлялся рейтинг, по которому определялось, кто будет играть на GSTL, все дела... Но, в общем, если ты не очень силен, то тебя просто зачизят. Не потому даже, что там кому-то очень хочется победить, а потому, что пользы от нормальной игры против тебя будет мало.

Если же ты топовый игрок и на подходе важный матч, то да, тебе будут специально подгонять партнеров для тренировок. Но такие тренировки это не взаимовыгодное сотрудничество. Топовый игрок говорит своему спарринг-партнеру, как тому играть, какой билд исполнять, что делать в игре. И так 10-15 партий. Ну или могут, например, попросить каждые 5 или сколько-то там игр внезапно играть чиз.

В любом случае, роль спарринг-партнера в этом случае это этакий мешок для битья. Не важно, что ты там хочешь тренировать, какие карты и билды, какой у тебя стиль игры. Что сказали, то и делай.

Но это работает в обе стороны. Когда ты заработал достаточно уважения, когда ты уже состоявшийся прогеймер, когда ты выстроил отношения с партнерами по команде – то ты тоже поднимаешься в правах, и тут начинается взаимовыгодное сотрудничество типа "ты тренируешься со мной, я тренируюсь с тобой".

HuK:

Вообще, если говорить про NaNiwa'у, то мне в Корее было значительно проще, чем ему. Частично это связано с тем, что между Team Liquid и oGs было партнерство, частично – с тем, что я просто пробыл там дольше. Я очень сдружился со многими парнями в тимхаусе, и по сей день считаю их своими друзьями. Поэтому я, возможно, получил от тренировок в Корее что-то такое, чего не получил NaNiwa.

Thorin: NaNiwa, конечно, наговорил там разного про корейцев, а потом думал, что в тимхаусе будут к нему нормально относиться. Он ведь еще там обвинял партнеров по тренировкам, что перед матчем с Mvp они слили тому его билды. Тебе подобных подозрений в голову не закрадывалось?

HuK: Угу... Вообще, нет... не знаю. Я не так хорошо знаком с игроками MVP того времени, как с игроками oGs. Допускаю, что нечто подобное могло случиться. Лично про себя могу сказать, что я не очень склонен доверять людям, и поэтому я не особо-то тренировался с другими игроками в тимхаусе. Могу припомнить один или два матча. Я никому не доверял и просто играл ранкед на ладдере. Сейчас могу сказать, что вполне можно было довериться ребятам из oGs, и тогда я, возможно, играл бы еще лучше.

Отборы на GSL

Thorin: Чемпионы многих западных турниров приезжали в Корею, проигрывали на первой же квалификации GSL кому-то, о ком они никогда и не слышали, после чего паковали чемоданы и отправлялись восвояси. У тебя же как раз был спад, ты даже на Западе не очень хорошо выступал, и тебе было не легко пройти в Code S, потребовалось несколько попыток. Не было мыслей, что "да ну его, поеду домой"?

HuK: Нет. Стопудово могу сказать, что часто было очень обидно, очень досадно, аж хотелось кого-нибудь ударить, швырнуть в стену какой-нибудь предмет. Но у меня ведь в жизни ничего больше не было. Так что мне нужно было продолжать и выкладываться на максимум. Я знал, что пусть даже у меня не получается, но я буду вновь и вновь пытаться вплоть до того момента, когда даже сил уже не будет продолжать попытки.

Если у тебя нет других вариантов, то что бы ты ни выбрал – это алл-ин. Наверное, это в каком-то смысле определяет и достижения Кореи, ее позиции в современном киберспорте. Обязательная воинская служба, сверхконкурентное общество, где тебе нужно попасть в один из двух (ну, может быть, трех) самых престижных университетов, иначе даже более-менее приличную работу не найти. И в такой ситуации если уж ты собрался дойти до статуса прогеймера, то лучше тебе действительно им стать, иначе ты просто похеришь собственную жизнь.

HuK:

На Западе все гораздо проще. Съезжу в Корею на несколько месяцев, если не получится – всегда есть вариант вернуться домой, пожить в случае чего с родителями, потом пойти учиться в университет или колледж. Какие-то игроки стараются больше, какие-то меньше, но в подавляющем большинстве случаев есть какая-то подушка безопасности, поэтому это не ситуация типа "либо пан, либо пропал".

А я пошел ва-банк на прогейминг. Если бы я вернулся домой, то пошел бы в армию или занялся бы чем-то еще. В любом случае, это было бы нечто менее перспективное и интересное, чем карьера профессионального игрока.

Thorin: Сама атмосфера квалификаций – она ведь тоже непростая. Это не онлайн, они на LAN'е играются. Мне рассказывали, что когда ты внезапно понимаешь, что "ого, я же играю отборы в Code A", то в твоем восприятии что-то меняется, что у тебя возникает чувство сродни боязни сцены.

HuK: Да, конечно. Если ты в основном тренируешься дома или в тимхаусе и не привык к подобному, то на тебе будет влиять много разных факторов. Но со временем привыкаешь.

Я обычно, вроде, не особо нервничал. Мне даже казалось, что я был достаточно хорош, чтобы пройти отборы, но поначалу по какой-то причине не получалось. То ли с соперниками не везло, то ли настраивался плохо. Но вот это вот напряжение, которое "так, теперь все по-серьезному" – оно, определенно, присутствует.

Плюс там многие игроки обмениваются идеями, рассказывают о своих матчах. А когда ты иностранец и один такой на квалификации, то у тебя нет подобной поддержки. Хотя, конечно, ребята из oGs очень помогали. Поэтому мне, все-таки, было проще, чем какому-нибудь рандомному парню с Запада.

Thorin: Все тот же NaNiwa рассказывал, что лучший момент в тренировках в Корее – это когда ты несколько месяцев там живешь, гриндишь, становишься лучше и лучше, а потом приезжаешь на иностранный турнир и просто разносишь всех и вся. Помнишь, как ты выиграл Dreamhack в 2011 году?

HuK: Да. Причем я изначально не собирался в нем участвовать, но провалил квалификацию на GSL, после чего менеджеры Team Liquid и предложили мне поехать. Уже на следующий день после отборочных я полетел в Швецию.

А тогда ведь еще были эти настроения, что иностранцы никогда не смогут соперничать с корейцами – как это было, собственно, в Brood War. Поэтому выиграть Dreamhack, на котором были в том числе игроки из Кореи, было очень круто. А потом я еще и HomeStory Cup выиграл впридачу. Скромно похвастался, вот.

HuK:

Thorin: И где-то спустя месяц ты наконец-то взял квоту на GSL. Причем нужно понимать, что когда кто-то из иностранцев выступал на этой лиге, то конечно вокруг было много хайпа, многие болели за успех иностранной сцены. Но при этом было и много хейтеров, которые хотели увидеть, как корейцы уничтожат очередного иностранца. Ты с подобными настроениями сталкивался?

HuK: Ага. Сразу скажу, что в моем случае поддержки всегда было больше, чем хейта. В основном хейт исходил это почитателей того самого олдскульного Brood War'а, которые привыкли к тому, что корейцы домнируют и по-другому не бывает. В их оправдание стоит сказать, что до этого у иностранцев не было таких серьезных успехов, как у меня – а я дошел до топ-8, что было реально впечатляюще!

Я тогда, кстати, тоже начудил. Съездил сначала на Dreamhack, потом на HomeStory Cup, потом на MLG, а в Корею вернулся за день до матча с Mvp на GSL. Я толком и не подготовился к играм против него. Но, справедливости ради, если бы с ним еще несколько раз переиграли тот матч, то он в большинстве случаев все равно выиграл бы.

Thorin: А чего ты вообще поехал на тот MLG? Обязательства какие-то были? Решил, что ты и так достаточно хорош? У тебя ведь был шанс, который выпадает один раз в жизни – сыграть против лучшего игрока мира в четвертьфинале главного турнира!

HuK: Да просто я так решил. Мне хотелось ездить на турниры, выступать на турнирах. Это нравилось мне больше, чем тренировки. Я хотел играть и мне казалось, что игры на турнирах тоже могут быть тренировкой, подготовкой. Такой подход: я хочу играть нон-стоп. Лес рубят, щепки летят. Куда прилетят – ну, туда, значит, прилетят.

Сейчас я, оглядываясь назад, могу сказать, что конечно же можно было подходить к тренировкам умнее, более методично. Но в то время у меня был другой подход: играть, участвовать в турнирах. Я играл на всех ивентах и во всех квалификациях, до которых доходили руки.

IdrA

Thorin: Потом ты присоединился к Evil Geniuses и оказался в одной команде с таким игроком, как Idra. У него вообще был суровый нрав, он любого иностранца из топ-3 воспринимал как врага. Между вами действительно было такое соперничество в команде? Ну наверняка ведь менеджеры перед тем, как позвать тебя в команду, спросили его, что он думает на этот счет, не будет ли он против.

HuK: Может быть. Не знаю. Но вполне допускаю, что такое могло быть – если учесть, какие отношения были у него с Алексом Гарфилдом. Но точно могу сказать, что IdrA в то время был большей звездой.

Если же говорить про какую-то ненависть в мой адрес, то тут вот что. Спроси любого про из тех времен, и он скажет тебе, что было два Грега Филдса. Был IdrA, который существовал в конце матчей по варкрафту. Ты мог жить с ним в одном доме, вы тренировалиь в трех метрах друг от друга – и он сидел и говорил всяческие оскорбления в твой адрес, когда проигрывал. Особенно сильно он ругался, если проигрывал так, как ему не нравилось проигрывать.

А еще был Грег Филдс, с которым ты тусил, ходил в кино, по кафешкам там, на афтепати... И это был спокойный, дружелюбный парень.

Может быть, ко мне он относился более предвзято, чем к другим игрокам, потому что мы оба были топами Северной Америки. Это добавляло остроты, я как бы претендовал на его место топ-1 региона. Но опять же: если речь про кино, про обед в тимхаусе и так далее, то никаких проблем.

Thorin: Ну ты, вроде как, знал правильный подход к нему. Так ведь?

HuK: Пожалуй. Да даже сейчас: если я вижу в компании какого-то человека, который вроде норм, но просто зажатый, то я постараюсь как-то побольше с ним пообщаться, как-то пошутить, чтобы помочь ему "вылезти из панциря". То же самое и с Грегом. Я пытался сделать так, чтобы ему было комфортно. Если ему было плохо, то старался быть как-то аккуратнее, внимательнее в общении. Некоторые ведь, если видят, что человек злиться, стараются его дополнительно подонимать.

Думаю, если бы я сегодня написал ему, спросил там как дела и прочее, то никаких проблем не возникло бы.

HuK:

Thorin: А что ты можешь сказать по поводу его подхода к соревнованиям? Потому что, как мы видим, есть большая разница между тем, каким IdrA был на камеру, и каким он был в жизни. Его либо любили, либо ненавидели. Припоминали ему, что он там еще в Brood War в корейских тимхаусах туалеты мыл. Но такие "комментаторы" просто не знают, что подобных в тех командах занимались все. Что-то там предъявлять за такое – это все равно, что критиковать человека за то, что сдавал какие-то нормативы по физподготовке, чтобы его взяли на службу по контракту. Человек со слабым характером через такое просто не прошел бы, так что не вижу смысла в заявлениях о том, что IdrA, мол, сыпался на важных матчах и так далее.

Лично у меня и от общения с ним, от разных интервью сложилось впечатление, что он был из тех парней, которые ищут какой-то один идеальный вариант игры в макро, которым можно выиграть против любого дебюта и любой стратегии.

HuK: Думаю, ты во многом прав. IdrA действительно перенял это корейское видение, согласно которому игрок может все исполнить идеально и тогда он выиграет любой матч. У тебя, может быть, никогда не получится достичь такого уровня, но именно к этому лучше всего стремиться. Я, например, игру видел совсем по-другому.

HuK:

IdrA заслуживает уважения за то, сколько времени он провел в Корее, играя в Brood War. И ты все правильно сказал – если ты игрок второго состава, то ты значительную часть дня проводишь, выполняя разные дела по хозяйству. А потом, когда все сделала, идешь быть "мешком для битья" на тренировках с основным составом. А потом, если останется время и силы, можешь потренироваться уже ради себя. Конечно же, если ты иностранец, причем единственный в команде, то для тебя это еще тяжелее.

IdrA был очень целеустремленным человеком со своим взглядом на вещи. Да, в его характере были и злость, и раздражение. Но вообще он очень умный парень. Вроде бы, биотехнологиями сейчас занимается, вполне успешный и мотивированный человек нынче. И, думаю, сейчас он более счастлив, чем когда был прогеймером и постоянно испытывал нервное напряжение.

Протоссы

Thorin: У IdrA'ы было особое отношение к протоссам, и особенно к тем ситуациям, когда они играли "не так, как надо". Ну, чизили там, или что-то вроде того. Типа, протоссу ведь можно только в макро выигрывать, в противном случае это какая-то чушь и имба-раса. Корейцы, видети ли, напридумывали себе чуть ли не какой-то бусидо-кодекс, как правильно играть, и теперь никому нельзя от этого "кодекса" отступить. Тебя вот когда-нибудь заботило то, что люди говорят о том, как ты играешь и как ты побеждаешь?

HuK: Да мне пофиг было. Я играл так, как хотел. Играл так, чтобы побеждать, и чтобы было интересно, и чтобы мне самому нравилось. Иногда играл макро, много чизил, но главное – я хотел побеждать и получать удовольствие.

Но я по сей день чувствую какую-то предвзятось в отношении протоссов. Если посмотреть на выдающихся игроков, на игроков вот прямо-таки великих, то протоссов в этом списке будет очень мало. У тех же терранов – там куча игроков, которые в разные годы были столпами этой расы. А у протоссов? Ну, вот вроде есть такой-то парень, и вот такой-то еще. Но как-то... нет уверенности в них.

Думаю, во многом это связно с тем, с чем игрокам за протоссов пришлось столкнуться. Бывает, что игра прямо идет, ты просто делаешь блинк алл-ин и выигрываешь 80% игр. А бывает, что как бы ты ни играл – у тебя в лучшем случае 30% шанс на победу, даже если ты играешь весьма хорошо. Но тут, наверное, я просто предвзято смотрю на вещи.

Thorin: Но ведь на самом деле, из протоссов никто не приблизился к статусу того самого "бонджва". У терранов там можно несколько имен накидать, и это будут лучшие игроки всех времен. А у протоссов – там все по эпохам, по периодам. Вот в это время три месяца тащил этот, потом другой.

Многим ладдерным игрокам часто кажется, что протоссы это какая-то имба, но ведь у протоссов никогда не было такого, как брудфесторы, например. Ведь когда-то было время, когда зерг просто не мог построить слишком много инфесторов. Мне всегда казалось, что протоссы это раса, которая ходит по лезвию ножа. За протоссов все нужно делать очень тонко и выверенно, и тогда эта раса будет работать – и в таких случаях она и должна казаться имбой, в этом смысл. Один неверный выбор в древе технологий и все, тебе кранты.

HuK: Да, протосс это в каком-то смысле действительно "гиммиковая" раса. В каком-то смысле – да, за протоссов ты действительно иногда ходишь по лезвию ножа. И еще их очень сложно сбалансировать.

Я в последние пару лет мало смотрел старкрафт, но мне кажется, что игра находится в своей лучшией версии. Вообще старкрафт с течением времени становился лучше – если, конечно же, смотреть на картину в целом, а не на отдельные дни.

Так вот. Дизайн протоссов, механики этой расы, вообще все у этой расы – это очень "маятниковые" вещи. Ты либо застал соперника врасплох и просто переехал его, либо оказался не готов и у тебя на доварпе всего четыре юнита, которых все равно не хватит. Ну или там, допустим, ты только что сделал варп, а к тебе на базу залетел дроп. В этой расе все слишком нестабильно, непостоянно.

Те же зилоты. Ты варпнул восемь зилотов, к тебе прилетел дроп – ну, у тубя большие проблемы. А если ты залетел к террану и сам варпаешь на призму зилотов, и они разбирают выходящее из бараков дотекание террана – тут большие проблемы уже у террана.

Я не думаю, что протоссы это раса с хорошим дизайном. Мне кажется, что эту расу можно было сделать по-другому. Но тут уже как бы не моя работа и не мне решать.

Star Sense

Thorin: А ты веришь в эту штуку, которую придумали в Корее? Дескать, что когда прогеймер наигрывает хренову тучу игр, то он уже на подсознательном уровне понимает, что происходит в игре и что делает его соперник, и что ему даже разведка уже не так нужна?

HuK: Да. У меня же был очень гибкий, непредсказуемый стиль игры. Я многие свои решения основывал как раз на таких предположениях. Увидел краем глаза какого-то юнита на какой-то позиции, что-то тебе показалось не так – и ты уже решаешь, идти в атаку, или уходить в оборону, ну и так далее. Не всегда работает, но такое чувство, как star sense, точно имеет место быть.

Спад

Thorin: Многие прогеймеры рассказывали, что когда ты выходишь на реально очень высокий уровень, то даже не хочется верить, что когда-то это закончится. Как тебе было психологически, когда у тебя начался спад? Когда ты, например, вылетел из Code S в Code A?

HuK: Когда я подписал контракт с EG, то у меня возникло ощущение, что я чего-то достиг. Появились деньги, появился статус. Starcraft уже не был тем единственным, что занимало мое сознание. Я считаю, что я был достаточно талантливым игроком, но немалую роль в моем успехе сыграли трудолюбие и драйв. Когда эти компоненты пошли на убыль... Ну, знаешь, такой внутренний диалог появляется. Ты говоришь себе: "Я без отдыху трудился весь прошедший год. Ничего страшного, если я отдохну неделю или две". Потом потихоньку приходишь к тому, что устраиваешься себе два выходных дня каждую неделю, ну а дальше по нарастающей.

HuK:

При этом ты думаешь, что раз ты уже достиг определенного уровня, то примерно на нем и останешься. Но так не работает, потому что есть более молодые и более голодные до побед прогеймеры, которые тренируются так же, как ты в лучшие времена. И в 9 из 10 случаев упорный труд сумеет победить просто талант. В общем, я разленился, потерял драйв, ну и результаты пошли на убыль.

Thorin: У западных людей и у корейцев разное понимание успеха. Иностранцы думают, что вот я достигну определенного уровня, определенных результатов – и тогда смогу расслабиться. У корейцев все иначе. Я припоминаю интервью с легендарным старкрафтером FanTaSy. Когда у него спросили, чем он занимается помимо старкрафта, то он сказал, что ничем другим он не занимается. FanTaSy либо играл в старкрафт, либо смотрел старкрафт, либо разговаривал с другими про старкрафт. Его жизнь – это старкрафт и стремление стать лучшим в старкрафте.

HuK:

Или вот еще мне вспоминается интервью с Faker'ом из League of Legends. Он там сказал, что в качестве развлечения изучает английский язык. Такое вот развлечение. Это тебе не на диванчике лежать и Netflix смотреть.

Короче. Мне не кажется, что иностранец может как-то конкурировать с корейцами, если не вкладывает в игру столько же времени. Если ты тренируешься 6 часов, а они тренируются 12 – можно вообще как-то выйти на их уровень?

HuK: Ну, есть определенное здравое зерно в утверждении о том, что ты можешь тратить время более эффективно. Например, меньше непосредственно играть, больше анализировать, устраивать перерывы. Но это сложно.

Если ты не любишь игру, то у тебя ничего не получится. Если ты только начинаешь и подходишь к тренировкам как к повинности, вроде "отыграю 6 часов и свободен", то у тебя ничего не получится. Нужна цель, нужна страсть, нужна одержимость. Когда больше тебе ничего уже не важно. Если у тебя все это есть, то ты будешь работать так же усердно, как и кореец. Хоть в старкрафте, хоть где. Еще в таких случаях не помешает кто-нибудь вроде тренера, который иногда будет подходить к тебе и говорить: "Слушай, я знаю, что ты хочешь играть, но устрой-ка себе пару часов перерыва, сходи кино посмотри".

С подходом "мне нравится игра, буду четыре часика тренироваться и еще пару часов изучать игры, так будет эффективно" ты никогда не обгонишь того, кто этой игрой одержим.

И это относится не только к старкрафту. Традиционные виды спорта, комедия, актерское мастерство... Жизнь в общем и целом. Упорный труд побеждает талант.

HuK:

Thorin: А как ты сам отнесся к своему спаду и к тому, как к тебе относились в сообществе? Ведь после того, как ты пришел в Evil Geniuses, многие ждали от тебя, что ты станешь таким героем иностранной сцены.

HuK: С точки зрения здоровья было абсолютно логично сбавить обороты. А так у тебя всегда будут сожаления из-за того, что тебе будет казаться, что ты мог добиться большего. Ну, если только ты не выиграл GSL и целую пачку разных турниров.

Но быть прогеймером тяжело. Тяжело с точки зрения счастья, с точки зрения здоровья – физического, психологического, умственного. Вновь вспоминается IdrA и то, что мы про него говорили. Словами не описать, насколько сложный путь он прошел. Именно поэтому очень важно иметь страсть к игре, а не заставлять себя играть, участвовать в турнирах.

К этому приходят почти все прогеймеры, в любой дисциплине. Ты дорастаешь до определенного уровня, и потом уже говоришь себе, что нужно играть, потому что ты прогеймер и ты хочешь оставаться конкуретноспособным. И ты продолжаешь, но уже не так любишь игру, и ты уже не так ею одержим. Тренировки становятся рутиной, ты просто отрабатываешь время – и рано или поздно твой уровень начнет падать.

HuK:

А дальше только хуже. Ты уже словно ходишь на работу, которую ненавидишь, и у тебя не получается добиваться результатов, которых ты хочешь добиваться, и ты психуешь, и ты проигрываешь, и при этом тебе раз за разом нужно приезжать на новый турнир, чтобы там вновь тебя кто-то обыграл.

Во время тренировок в Корее спасало, что был интерес к игре, была страсть. Да, я проигрывал, но я продолжал расти. Иногда случалось то, что корейцы называют "переход на новый уровень" (level up). У тебя словно что-то щелкает в голове и ты понимаешь, что тебе нужно делать, как играть.

Thorin: Многие из тех, кто ушел на пике или вскоре после своего пика, говорят, что это было правильное решение и что у них нет никаких сожалений на этот счет. Ты же свою карьеру после пика продолжал еще несколько лет. Это из-за любви к старкрафту?

HuK: Наверное, мне нравилось выступать на турнирах. Нравилось соревноваться. И я не знал, чем еще занять себя, тем более что образования у меня нет. Так что я продолжал карьеру прогеймера. В целом было неплохо, хотя иногда приходилось тяжело.

Но не думаю, что в тот момент я любил Starcraft 2. Я любил соревноваться и все с этим связанно, но точно не любил игру. Не было такого, что я засыпал с мыслями о старкрафте, не бежал с утра сломя голову к компу тренироваться. Это была рутина, я отрабатывал время, тренировался по таймеру.

Психологически, конечно, тяжеловато иногда, в т.ч. потому, что на турнирах-то от тебя по-прежему ждут результата, ждут хорошей игры. Ты не показательные матчи играешь, а участвуешь в соревнованиях. Ты по-прежнему тренируешься по 8 часов в день. И все ради чего? Чтобы приехать на турнир и рано или поздно проиграть, после чего тебя начнут флеймить в комментариях.

Jaedong

HuK: Jaedong был крут. Всегда странное чувство, когда ты встречаешь кого-то настолько популярного, а на деле это очень скромный, очень приятный в общении человек. Джае был довольно открытым, ему было интересно узнать больше о западной культуре. Постоянно предлагал то в баре потусить, еще чего-нибудь. Крутой парень. И, конечно же, легенда.

HuK:

NaDa был в oGs, BoXeR был в oGs. даже kkOma, который сейчас один из крутейших тренеров в League of Legends. А ты ведь когда-то играл в Brood War, был там полным нубом и даже не думал, что однажды пересечешься с такими игроками, будешь вместе с ними играть. Интересное ощущение.

Thorin: Я слышал, что даже корейцы вроде Jaedong'а до самого конца карьеры сохраняют чемпионский настрой и переживают, даже если занимают на турнире, допустим, второе место. Они до самого конца говорят себе, что должны быть лучшими. Это правда?

HuK: По-разному. Бывают такие прогеймеры, которые после вылета из турнира уже не возвращаются на место проведения игр. К их числу принадлежу и я. Если я вылетел из турнира – все, до конца ивента меня там не будет. Даже если это HomeStory Cup, где супер-фаново и весело. Я буду сидеть в номере и не высовывать из него носа. Даже есть ничего не буду, только воду пить. Просто вот не хочу снова видеть этот турнир, эту арену. И многие прогеймеры, даже очень опытные, переносят поражения очень тяжело.

А есть и такие, кто к поражениям относятся гораздо проще. Ну проиграл и проиграл.

Thorin: Угу. Пример такого игрока это MC. Он какое-то время выступал под тегом SK, где я тогда работал. После поражений он особо не расстраивался, просто бурчал что-то вроде "терраны это бред какой-то", а потом шел есть корейское барбекю. Ему, казалось, вообще пофиг было.

HuK: Да, у него такой характер. Но и он иногда пригорал после поражений. Например, он как-то играл с Jinro на GSL, и они перед матчем договорились, что после пожмут друг другу руки. Jinro выиграл, зашел к МС в кабинку, похлопал его по плечу – но тот просто проигнорировал это.

При этом МС, да и многие другие прогеймеры, на более поздних стадиях своей карьеры стали относиться к игре проще. К тому же, МС стал этакой рок-звездой, особенно на западной сцене – в противовес многочисленным так называемым "безликим корейцам".

Thorin: Мне кажется, существует в умах такое разделение, где корейцы представляются этакими роботами, которые играют стандартно и в основном придерживаются меты, тогда как иностранцы это игроки более свободные, более творческие, более креативные. Что ты думаешь на этот счет?

HuK: Как обычно, скажу, что по-разному бывает. Здесь зависит от стиля и как из твоего стиля игры выжать максимум. В Корее была инфраструктура – тимхаусы, совместные тренировки и анализ реплеев, тренеры, вот это вот все. На Западе, особенно в мое время, подобного не существовало. Народ в основном играл ладдер.

Мне кажется, что лучший вариант – это сочетание двух систем. Мой стиль давал мне преимущества. Может быть, то же можно сказать и про расу. Иногда я обыгрывал игроков, которые играли макро лучше меня, и обыгрывал я их за счет того самого "звездного чутья", или интуиции, или чизов. И в то же время я по этим же причинам проигрывал игрокам, которым никогда не должен был проигрывать. То есть, при "творческом" подходе у тебя больше амплитуда в плане побед и поражений, да и в целом ты менее стабильный игрок.

Думаю, что начинать все-таки лучше с макро, нарабатывать базу в виде механики, а затем уже в качестве отдельных инструментов добавлять чизы, тайминги и так далее.

NaNiwa

Thorin: Я тут буду предвзят, потому что мы с NaNiwa друзья, ибо оба в каком-то смысле были мудаками, что нас, собственно, и роднит. Так вот, NaNiwa думает, что именно из-за тебя его не взяли в EG.

HuK:

HuK: Не, не помню такого. Вполне может быть, что в какой-то момент Алекс Гарфилд спросил меня, нравится ли мне NaNiwa, а я ответил, что нет, не нравится.

Вообще мы с NaNiwa'ой какое-то время даже были хорошими друзьями, но как это бывает (особенно в случае с не очень взрослыми людьми), хорошие друзья становятся злейшими врагами.

А из-за чего мы поссорились-то? По-моему, ему дали приглашение в Code S, а мне нет, и я то ли какой-то твит написал, то ли еще что-то. Со временем это переросло во вражду, мы реально не любили друг друга. Именно я, кстати, больше хотел конфликта, развивал все это.

Но я не знаю, помешал ли я его присоединению к EG. Такое возможно, но я не могу дать точный ответ, есть тут моя вина или нет.

Источник

Читайте также