1001 проблема Ubisoft: провальные анонсы, спорные решения, скандалы и массовый исход сотрудников

1001 проблема Ubisoft: провальные анонсы, спорные решения, скандалы и массовый исход сотрудников

Компания Ubisoft уже давно является заметным игроком в видеоигровой индустрии. У "юбиков" были свои взлеты и падения, но в последние несколько лет за компанией закрепился имидж конторы, которая стабильно выпускает как минимум неплохие ААА-игры. Возможно, так бы продолжалось и дальше, но в какой-то момент у начальников Ubisoft что-то переклинило – сейчас компания явно пытается догнать и перегнать тренды индустрии и попутно наступает на все грабли, на которые только можно наступить.

news_61c31e80da5e0.png

Курс на free-to-play

В мае руководство компании отчиталось перед инвесторами, сообщив, что выручка за 2020 год составила рекордные 2,24 миллиард евро, что на 46,1% больше, чем годом ранее. При этом примерно половину этой суммы принесли старые игры (и эта ситуация наблюдается уже третий год подряд). Не будем забывать, что прошедший год был пандемийным, и там у всех компаний были рекордные прибыли. Не будем также забывать, что Ubisoft – это не только разработчик, но и издатель.

Но в этом материале мы будем говорить о "юбиках" именно как о компании-разработчике. А вот что у Ubisoft по играм новым? А по новым играм у Ubisoft полный швах. Руководство решило взять курс на бесплатные продукты с монетизацией и прямо заявило, что это финансовое решение. Мотивы просты и понятны: другие крупные компании уже освоили нишу и гребут деньги лопатой, хотим так же.

Теперь Ubisoft раз за разом представляет проекты, о которых никто не просил, которые никому не нужны и трейлеры с анонсами которых исправно тонут в дизлайках на ютубе. В теории игроки должны бы радоваться и покупать (у других же радуются и покупают), но на практике игроки негодуют и возмущаются.

Игры

Для начала вспомним игру Hyper Scape, с которой Ubisoft пыталась ворваться на сцену королевских битв. Ключевой фишкой игры была интеграция с Twitch, благодаря которой зрители стримов могли бы как-то влиять на исход матчей. Увы, сама по себе Hyper Scape оказалась не особо интересной игрой и, что называется, не взлетела. Тем более что к тому моменту, когда он вышла, игроки уже наигрались в баттл-рояли, а сам жанр оказался поделен между такими играми, как Fortnite, Apex Legends, Warzone и PUBG. Оторвать себе кусок в этом чрезвычайно прибыльном сегменте Ubisoft не смогла, хотя и очень хотела.

Но партия продолжает следовать выбранному курсу. Этим летом нам представили нечто под названием Tom Clancy's XDefiant, что на сайте самой Ubisoft описывается как "бесплатный динамичный арена-шутер, сочетающий зрелищные перестрелки, персонализацию комплектов снаряжения и специализированные группировки", но на деле выглядит как попытка сделать свой Valorant со скинцами и лутбоксами.

Потом был анонс бесплатной Ghost Recon Frontline. В названии невольно читается Fortnite, а по сути это очередная попытка ворваться в королевские битвы. Причем игру анонсировали в годовщину серии Ghost Recon, и многие поклонники ожидали достойное продолжение в соответствующем духе, а явно не очередной "рояль". Но Ubisoft "грамотно" прочувствовала настроения своей аудитории.

Также помимо прочего сейчас в разработке находится проект под названием Rainbow Six Extraction. Там бравые спецназовцы будут воевать против космических пришельцев. И, в общем-то, интерес к этой задумке в лучшем случае довольно умеренный. В конце концов, Rainbow Six Siege – это достаточно реалистичная игра, а тут внезапно какие-то пришельцы.

Еще Ubisoft попробовала выйти на столь прибыльный мобильный рынок, и так в конце августа 2020 года появилось нечто под названием Tom Clancy's Elite Squad. Это был условно-бесплатный тактический шутер, в котором игроку нужно было собирать спецотряд мечты, вызволяя нужных оперативников из лутбоксов. Интерес к игре был очень прохладный, и летом 2021 года ее прикрыли.

Если говорить об одиночных играх, то в разработке находится сюжетная игра Black Flag, но этот проект попал в производственный ад, в котором и пребывает уже 8 лет. Эффективные менеджеры в стремлении соответствовать требованиям индустрии постоянно меняют курс разработки, отчего игра ни разу не приближается к релизу.

Наверное, нечто подобное можно сказать и про вторую часть Beyond Good & Evil, над которой якобы работают уже несколько лет и на которую руководство Ubisoft, по словам самого этого руководства, возлагает большие надежды. Однако при этом у игры до сих пор нет релизного окна.

Что касается фирменных сюжетных ААА-игр, то и здесь все не так хорошо. Прошлогодняя Assassin's Creed Valhalla получила пристойные оценки от игроков и критиков, достаточно неплохо продалась и принесла хорошие деньги (да, в ней был магазин с ускорителями прокачки, в который "вовсе даже не хотелось заходить", откуда вы знаете?), 10 марта для нее выйдет дополнение.

А вот недавняя Far Cry 6 понравилась только критикам, тогда как пользовательская оценка сего продукта на Метакритике находится в районе 4 баллов. Кажется, Ubisoft уже выжала из франшизы максимум, и Far Cry сейчас требуется качественное переосмысление. Именно качественное, а не в сторону "больше карта, больше аванпостов, больше гринда".

Один из последних на данный момент анонсов от Ubisoft – это ремастер оригинальной Splinter Cell. У многих поклонников серии на этот счет нехорошие предчувствия, но все-таки хочется верить, что разработчики смогут сохранить дух, идеи, да и просто саму суть оригинала.

Но как минимум начало хорошее: анонс в кои-то веки не закидали дизлайками, и даже наоборот – Ubisoft наконец-то "попала" в собственную аудиторию. С другой стороны, ну как не обратить внимание на то, что самые позитивные анонсы Ubisoft в этом году – это дополнение для "Вальгаллы" и ремастер древнего стелс-экшена?

Догнать и перегнать: игры с криптовалютой

В разработке игр Ubisoft оказалась в роли догоняющих, но есть одна сфера, в которой компания видит возможность не только догнать, но и перегнать конкурентов – криптовалюты в играх! Пока другие компании только-только начали обсуждать эту тему, Ubisoft уже запилила собственную систему Quartz, предназначенную для торговли NFT-предметами в играх. В качестве первой партии NFT-предметов выступили "шапки" для Ghost Recon Breakpoint с уникальными номерами, которые, видимо, должны были стать для игроков особо ценным и ходовым товаром. Но не стали.

Как отмечает издание Kotaku, нехватки в этих NFT-шапках сейчас не наблюдается, однако торгуются они не очень активно. То есть на профильных сайтах можно найти лоты, за которые просят порядка 400 тысяч долларов в криптовалюте. Но вот только никто эти предметы не покупает.

Во-первых, в Ghost Recon Breakpoint играет не так уж и много игроков. Во-вторых, весьма вероятно, что игроки просто-напросто не видят никакой ценности в этих предметах (как и мы). В-третьих, NFT-шапки пока что существуют только во все той же Breakpoint, и никакой ценности вне этой игры не представляют. В-четвертых, это ведь по сути все равно просто "косметика".

К тому же многие игроки видят в этой инициативе Ubisoft только жадность, жадность и еще раз жадность – просто очередные попытки нажиться на собственной аудитории и придумать такую модель монетизации, которая позволит зарабатывать не меньше той же Activision Blizzard.

Технический директор Ubisoft по блокчейн-технологиям Дидье Женевуа в интервью сайту Decrypt прокомментировал ситуацию следующим образом:

С момента анонса мы получили большое количество обратной связи, в которой высказываются как одобрение, так и опасения. Мы понимаем, что есть определенное отношение к тому, откуда происходит эта технология, и поэтому нам на своем пути нужно тщательно обдумывать каждый шаг. Этот эксперимент должен помочь нам понять, как ценностное предложение децентрализации может быть достигнуто нашими игроками. Мы знаем, что это значительное изменение, на которое потребуется время, но мы останемся верны нашим принципам.

Дидье Женевуа

Причем загон по NFT не поняли и не приняли не только игроки, но и разработчики Ubisoft. По сообщениям все того же Kotaku, на внутреннем форуме компании Ubisoft многие сотрудники задавали вопрос о том, как введение NFT в игры должно помочь решить существующие в них проблемы и зачем вообще нужны эти NFT, если к ним столь негативное отношение в сообществе.

Как можно смотреть на частную собственность, спекуляции, искусственно созданный дефицит, эгоизм – и при этом говорить "да, это хорошо, давайте превратим это в арты"?

Сотрудник Ubisoft

Ютубер и критик SkillUp прокомментировал введение NFT в игры от Ubisoft следующим образом:

600 часов внутриигрового времени за то, чтобы заработать NFT-предмет! Теперь криптовалютным пацанам надо просто попросить бота нафармить им это время и забрать этот дерьмовый шлем. И Ubisoft не в обиде, потому что можно отчитаться, что "стало больше активных пользователей в месяц". А в основе всего лежит вот этот мусор.

SkillUp

На данный момент кажется, что введение NFT в игры не дало Ubisoft ничего, кроме репутационных потерь. В стремлении опередить конкурентов компания вновь сделало нечто, о чем не просили игроки, и лишь вызвала очередную волну критики в свой адрес. Хотя им уже не привыкать.

Имидж – все

Если говорить о репутационных потерях, то можно припомнить совершенно нелепый скандал с черными кулаками в уже упоминавшейся Tom Clancy's Elite Squad. Суть заключалась в том, что символ вымышленной террористической группировки очень уж сильно напоминал символ движения Black Lives Matter. Пришлось извиняться.

news_61c3208121fc9.png

Но если эту ситуацию быстро замяли, то вот скандал с домогательствами припоминают Ubisoft и по сей день. Возможно, эта тема обсуждалась бы и более активно, но тут еще попробуй как-то вытеснить из информационного поля Activision Blizzard!

Тем не менее сейчас Ubisoft также частенько появляется в новостных лентах именно в контексте, связанном с плохими условиями работы и неблагоприятной культурой на рабочем месте. Сотрудники компании уже писали руководству письма и требовали изменений к лучшему, но пока что ничего ощутимого не добились.

Исход сотрудников

А тем временем портал Axios сообщает, что за последние полтора года из компании ушло столько сотрудников, что оставшиеся этот процесс называют не иначе как "великий исход" и сравнивают с порезанной артерией.

Так, уже ушли по меньшей мере пять из 25 ключевых разработчиков Far Cry 6. Ранее ряды Ubisoft покинули двенадцать сотрудников, выполнявших важную роль в разработке Assassin's Creed Valhalla.

С помощью LinkedIn удалось выяснить, что студии Ubisoft в Монреале и Торонто за последние полгода потеряли в общей сложности 60 сотрудников на двоих.

news_61c3209e781dc.jpg

Также Axios отмечает, что уход некоторых сотрудников серьезно повлиял на находящиеся в разработке проекты. Помимо этого, есть информация, что один из разработчиков Ubisoft обращался за помощью к коллеге из другой компании, потому что сам не мог разобраться в одной из игровых систем, а в самой Ubisoft не нашлось человека, который мог бы проконсультировать его по этому вопросу.

Репортеру Axios удалось пообщаться с десятком нынешних и бывших сотрудников Ubisoft. В качестве причин для ухода из компании называют разные факторы: низкая заработная плата, наличие большого количества возможностей в других компаниях, недовольство креативными решениями руководства, а также неудовлетворенность тем, какие меры были приняты после разгоревшегося в середине 2020 года скандала, связанного с недопустимым поведением на рабочем месте.

news_61c320bab9624.jpg

Руководство компании заявило, что оно контролирует ситуацию, и с апреля текущего года в Ubisoft было принято 2600 новых сотрудников. По словам управленцев, отток сотрудников лишь немного выше стандартного для индустрии уровня. В процентном выражении отток сотрудников из Ubisoft составляет 12%. Это ниже, чем в Activision Blizzard (16%), но выше, чем в Electronic Arts (9%), Take-Two (8%) и Epic Games (7%).

В попытке удержать сотрудников в компании, Ubisoft повысила зарплаты в монреальском подразделении. По словам начальника отдела кадров Аники Грант, эта мера действительно позволила снизить отток кадров на 50%. Но при этом в других подразделениях сотрудники начали возмущаться и спрашивать, а когда зарплаты поднимут уже им.

Что касается дискриминации на рабочем месте, то для некоторых сотрудников именно этот фактор является решающим. Один из сотрудников рассказал, что пытался как-то включиться в вопрос по реформированию компании к лучшему, но остался разочарован тем, что "руководство постоянно говорит про движение вперед, но при этом игнорирует жалобы, опасения и мольбы своих сотрудников". В результате этот сотрудник покинул ряды Ubisoft.

Итого за последние примерно полтора года компания Ubisoft не просто разок выстрелила себе в ногу. О, нет. Эти ребята сначала разрядили себе в тело целый магазин, затем перезарядились, а затем добавили еще несколько патронов.

Курс на free-to-play пока что себя не оправдывает, аудитория игроков негодует, репутация ухудшается, а сотрудники уходят. Возможно, в следующем году компания сможет частично восстановить свою репутацию благодаря новым интересным играм и "душевным" ремейкам. Но почему-то больше верится как раз в то, что Ubisoft так и продолжит ходить по граблям.

Источник

Читайте также