"Люди не понимают, что громкая речь делает с организмом", – Wardi и Tasteless обсудили работу комментатора StarCraft 2

Гостем одного из последних подкастов известного комментатора Ника "Tasteless" Плотта стал другой известный комментатор – Джонатан "Wardi" Уорд. Вместе эти ребята обсудили такие темы, как работа "вольного стримера", который сам себе и швец, и жнец, и собственного счастья кузнец, а также немного затронули такую тему, как киберспортивное образование. Мы перевели для вас фрагмент этого подкаста.

https://www.youtube.com/watch?v=NDeYHvygbYI

Справка:

  • Ник "Tasteless" Плотт – один из наиболее известных профессиональных комментаторов в StarCraft 2, один из постоянных комментаторов Global StarCraft 2 League.
  • Джонатан "Wardi" Уорд – один из наиболее известных в англоязычном сообществе стримеров-комментаторов StarCraft 2, организатор множества онлайн-турниров, а также комментатор на различных профессиональных ивентах. В частности, на втором (не основном) стриме последнего WCS Summer работал именно Джонатан.

Представленный ниже текст является переводом фрагмента подкаста Tasteless'а. При желании вы можете поддержать проект и стать его патроном (это можно сделать здесь).

Wardi на LAN-ивенте (WESG)

Tasteless: Ты – это как бы шоу-из-одного-человека. Думаю, те зрители, которые смотрят эфиры GSL, даже не представляют, насколько много нужно людей, чтобы сделать такой эфир. Там ведь задействованы десятки людей. А ты делаешь все один – и комментируешь, и управляешь стримом, и продюсируешь.

Wardi: Угу. Раньше я даже пытался брать кого-то на подмогу, но это было не то. И дело даже не в том, что ассистенты работали плохо. Просто для них эта работа была чем-то вроде хобби или развлечения, тогда как я шел в алл-ин – ставил все на старкрафт.

Поэтому я научился работать один, но при этом делать все в соответствии со своими собственными стандартами. Может быть, это и не самый просто путь, но для меня он точно самый лучший.

Tasteless: У тебя всегда так? Ты не считаешь себя человеком, который помешался на контроле?

Wardi: Нет. Просто я хочу, чтобы работа была сделана, как подобает. Сейчас мое отношение к этому вопросу поменялось, но теперь я и сам уже наловчился работать в одиночку, да и другим платить не могу.

Tasteless: Чему тебе пришлось научиться, когда ты стал кастером?

Wardi: У меня все получилось очень естественно. Я начинал с того, что работал админом – помогал проводить разные турниры. Это было еще в те времена, когда я учился в университете. Потом я начал комментировать. И получилось так, что я умею и турниры проводить, и комментировать их могу.

Сейчас онлайн-турниры у меня идут практически без заминок, самое проблемное время – это 20 минут после старта, потому что там нужно раздавать технические победы. К тому же теперь у меня рядышком еще стоит ноутбук, и я могу решать какие-то вопросы по нему, при этом не упуская из вида игру.

Все это получилось как-то само собой. Я никогда не ставил себе цели стать кастером StarCraft 2. Мне просто нравилось этим заниматься, эта игра была моим хобби.

Tasteless: А какая тогда была у тебя цель?

Wardi: Я был частью сообщества этой игры и хотел что-то для этого сообщества сделать. Был турнир для игроков от бронзы до алмаза – мы сделали еще один для игроков из МЛ. Были турниры на один день – мы сделали лигу на 3 месяца.

Потом как-то раз админы засудили мою команду на командной лиге. Я сказал, что они все идиоты, и сделал свою командную лигу – SC2Improve. Она и принесла мне известность. И во время работы над этим проектом я научился проводить командные лиги.

Опять же, я сделал командную лигу не потому, что ранее ставил себе цель – сделать такую лигу. Я сделал ее потому, что в тот момент в этом была потребность, в этом был смысл.

Tasteless: А я тоже комментированием занялся не потому, что хотел быть комментатором. Я просто хотел повстречаться с другими прогеймерами. Я сам был профессиональным игроком в первый Brood War, и мне очень хотелось пообщаться в другими про в реальной жизни.

И потом я как-то очутился на каком-то турнире в Сингапуре (призовые там были крошечные) и вдруг понял: "Погодите-ка. Все люди, которые работают в этом конвеншен-холле – им ведь платят". Забавно, куда иногда тебя заводит выбранный тобою путь.

Wardi: Да. Я еще отмечу, что в какой-то момент я стал комментировать фулл-тайм – и вот уже в тот момент это и стало моей целью. Я хотел расти в этом плане, развиваться, улучшать свое шоу. Еще когда я учился в университете, то я несколько лет стримил для, считай, десятка человек. Сейчас я уже и не понимаю, у кого вообще может хватить на такое сил. Но мне это просто приносило огромное удовольствие.

Я думаю, что многим из тех, кто хочет выйти на сцену комментаторов, нужно пройти эту стадию. Потому что меня часто спрашивают, как стать комментатором, как начать работать в киберспорте. Мой ответ: ухватитесь за какую-то возможность и следуйте за ней. И ни в коем случае не ставьте себе конкретную цель, потому что в этом случае вы будете очень разочарованы тем, что получится в итоге. Если бы я поставил себе цель стать комментатором и через полтора года после начала работы так и собирал бы на стримах по 10 человек – это явно не то, чего я хотел бы, верно? Поэтому в первую очередь нужно получать удовольствие от своего занятия, а остальное уже придет потом.

Стрим Wardi

Tasteless: Ты сильно устаешь на своих стримах? Ты ведь очень много комментируешь, и при этом должен развлекать свою аудиторию. У меня есть опыт соло-комментирования, и это очень выматывает.

Wardi: Зависит от настроения и от того, что за стрим. Например, когда я стримлю WCS как коммьюнити-кастер, но смотрит меня 400-500 человек, а в чате при этом всего пара ребят – потому что все смотрят основную трансляцию. Это демотивирует. Начинаешь задумываться о том, а сколько реально людей тебя слушает. Начинаешь подумывать над тем, чтобы сбавить обороты и не так выкладываться на комментариях.

При этом даже небольшой удачный отрезок стрима (допустим, всего несколько новых подписчиков) – могут совершенно изменить мое настроение. Я пытался с этим что-то сделать, как-то дистанцироваться от всего этого, но не выходит. Иногда ты просыпаешься, тебе нужно комментировать игры – ну а ты просто не в настроении. Или, например, иногда ты закончил одну трансляцию поздно вечером, а следующую тебе начинать уже рано днем, и получается, что между эфирами ты успел разве что вздремнуть (и то если получится).

Поэтому я просто работаю день за днем. Если понимаю, что предстоит долгий рабочий день – ну, как-то прорвемся, что еще делать? Наверное, я научился хорошо сохранять энергию. Иногда в чате мне делают замечания. Дескать, я скучно комментирую, нет интонаций, нет заинтересованности. Но при этом речь идет о первых раундах какого-нибудь онлайн-турнира, впереди у меня еще 4-5 часов трансляции. Если я начну выкладываться сейчас, то у меня не останется сил и энергии, да и голоса, на реально важные этапы этого турнира.

Tasteless: Я также отмечу, что люди не осознают того, что громкая речь делает с твоим организмом. И тем более не осознают, как сложно кричать. Иногда на каких-нибудь финалах я выкрикиваю имя игрока – и меня реально трясет. И при этом я даже не нервничаю.

А еще люди не задумываются над тем, сколько времени уходит на то, чтобы провести эфир по киберспортивной дисциплине.

Wardi: Иногда так получается, что я завожусь уже на первом матче на трансляции (допустим, попалась какая-то интересная группа, где уже самый первый матч очень крутой). Я выкладываюсь в комментариях на полную – и потом уже ко втором матчу чувствую себя опустошенным. Так что иногда лучше расслабиться, не выкладываться сразу на максимум. Потому что если отдашь все уже в самом начале стрима, то на остаток тебя просто не хватит. А при этом ведь все ждут от тебя веселья и воодушевленности. И очень расстраивает, когда тебе начинают говорить о том, что ты скучный и неинтересный. Но я ведь только что полчаса буквально орал в микрофон!

Tasteless: И тут ведь еще важно, что происходит в матче. Мне кажется, что лет семь назад был период, когда старкрафт-комментаторы постоянно нагоняли лишнего хайпа по поводу происходящего в игре. Когда абсолютно стандартные игры называли выдающимися. И, наверное, было время, когда на такой вот излишний хайп был спрос.

Wardi: Или когда в PvZ ты в пятый раз подряд видишь опенинг в старгейт, а кто-то начинает возмущаться, почему ты, мол, не отмечаешь, что игрок играет в старгейт. Да потому не отмечаю, что мы это видим уже в пятый раз подряд, и все уже давно успели обсудить. Пока что ничего принципиально не поменялось. А раз за разом говорить одно и то же… Надоедает и выматывает. Я комментирую очень много игр, и просто для того, чтобы не сойти с ума, мне лучше бы не повторять раз за разом одно и то же.

Конечно, я могу немного поболтать с чатиком, но этим злоупотреблять не стоит.

Tasteless: А еще у этой медали есть обратная сторона. Если будешь все подмечать и постоянно говорить одно и то же, то тебе начнут высказывать за то, что ты постоянно говоришь одно и то же. Тем более что в современном интернете тебе "обратной связи" могут дать гораздо больше, чем тебе нужно.

Wardi: Чтение чата тут добавляет забот. Потому что это часть моей работы – мне нужно видеть, кто подписывается, кто что говорит и так далее. Но опять же, я не могу читать его все время. Иногда пропускаешь что-нибудь – и тогда начинается…

Tasteless: У меня вот такая работа, что я чат трансляции не читаю. Нет возможности и нет такой задачи. Кстати, ты знаешь, что корейские комментаторы во время эфиров читают чат на AfreecaTV. На ASL точно, но и на GSL, по-моему, тоже. И взаимодействуют с чатом.

Но тут стоит отметить что чат здесь (не знаю, культурная это особенность или что-то другое) модерируется гораздо жестче. Нам с Artosis’ом тоже предлагали попробовать так покомментировать, но мы отказались.

Ты сейчас в основном комментируешь из дома, но тебя также приглашали и на разные международные турниры. Какой ивент стал твоим первым, и как тебе этот опыт?

Wardi: Мой первый оффлайн-ивент это финалы WESG America в Бразилии. И это был своего рода шок, потому что о том, что я работаю, мне сказали в воскресенье, а уже в среду мне нужно было вылетать.

Tasteless: О, это часто происходит. Киберспорт.

Wardi: Не могу сказать, что это был эфир с каким-то зашкаливающим для меня количеством профессиональных моментов. Садишься за стол, комментируешь. В перерывах просто экран-заставка, никаких там видео. Влился в работу я легко, потому что там были RotterdaM и Penguin – ребята, которых я давно знал и с которыми давно общался. Я был очень рад такой возможности, но при этом особо не нервничал, потому что не было такого, что "это эфир WCS, и тут ты либо пан, либо пропал".

А как-то раз на WCS Leipzig я решил прокричать "Как дела, Лейпциг?!" - и был потрясен, когда в ответ зал загудел и зааплодировал. Потому что если я сделаю подобное во время своей трансляции, но увижу просто эмотиконы в чате.

Wardi и другие комментаторы на WESG

Tasteless: Мы как-то обсуждали это. Такому нельзя научиться. Мы сравнивали это со стендапом – просто выходишь и делаешь. Это нельзя натренировать дома. Это как… Ну, ты видел эти образовательные киберспортивные программы в школах и коллежах? Я не понимаю, кто и чему там учит. Вот не понимаю.

Wardi: Я очень надеюсь, что это занятия по маркетингу, но просто с уклоном в киберспорт. Иначе что там еще может быть? Ребят что, учат быть профессиональными игроками?

Tasteless: Наверное, теоретически мог бы существовать предмет, или даже школа, где учили бы комментировать. По-моему, Riot Games как-то нанимали профессионального спортивного комментатора для того, чтобы он работал с их кастерами и учил их.

Wardi: Но представь, как дети будут выбирать – идти в университет и получать там традиционное образование или (вау!) учиться на киберспортсмена. В смысле – учиться, как играть? Такое ведь просто не может существовать.

Tasteless: А ведь сейчас есть школы гейминга. Для детей, которые хотят реально круто играть в определенные игры. И в Штатах это явление, по-моему, набирает обороты.

Слушай, ну учат ведь игре в шахматы. Может быть, и с киберспортом возможно что-то похожее.

Wardi: Но нельзя учить киберспорту. Можно учить игре, в лучшем случае отдельному жанру игр. И то сложно.

Tasteless: Я играл в первый старкрафт на соревновательном уровне, потом пробовал еще несколько игр, и мне кажется, что тут как с языками. Сложнее всего выучить второй язык, а третий и четвертый потом идут гораздо легче – потому что у тебя уже есть опыт. Я играл в League of Legends, в Hearthstone. Street Fighter вот – опять же, умею играть. Сейчас я вместе с продюсером моего подкаста вместе учимся играть в шахматы, потому что у меня травмирована рука и я не могу играть в игры, где нужна механика. Так что в теории, если у тебя учитель с богатым опытом в теории игр…

Wardi: Да. Но такое понятие, как "киберспорт", вбирает в себя слишком много всего.

Tasteless: Возможно, учить киберспорту мог какой-нибудь бывший про. Пару дней назад у меня в гостях на подкасте был Брендан Вальдес – так вот он просто отлично играет во все игры. Если ты поиграешь с ним в какую-нибудь новую игрушку, то ты поймешь, что он уже в ней вроде как разобрался и неплохо так гамает. То же самое можно сказать и про mOOnGlaDe’а.

Wardi: Но для меня все это обучение киберспорту пока что выглядит как развод на деньги. Не могу сказать наверняка, но по моему опыту – бывает такое в киберспорте, что народ пытается заработать на чем-то, чего еще как бы и нет.

Tasteless: Это да. Но в теории, наверное, может существовать киберспортивная школа? Просто это разные вещи – обучение под руководством прогеймера, или там обучение в киберспортивной команде, и то, как учат в университетах. Надо как-нибудь вытащить кого-то из такой образовательной программы на подкаст, чтобы они рассказали, чем там на самом деле занимаются.

Wardi: Я думаю, это просто маркетинг с уклоном в киберспорт.

Tasteless: Тут вот в рекламе одного курса говорится, что "вы изучите существующие в киберспортивном сообществе отношения и то, как друг на друга влияют разные роли; исследуете киберспорт изнутри и узнаете о том, что значит работать в киберспорте; узнаете, как может выглядеть структура киберспортивной организации и получите основополагающие знания киберспортивной индустрии; поймете, каковы роли разработчиков игр в этой индустрии и то, как они на нее влияют". В общем, мне это не говорит ни о чем.

Wardi: Звучит, как будто "в первый час мы расскажем вам, что такое киберспорт, ну а дальше пока даже и не знаю"…

Возможно, когда-то действительно появятся киберспортивные школы. Но это будет тогда, когда люди с реальным киберспортивным опытом станут преподавателями. В университетах ведь как? Люди занимаются исследованиями, изучают свои дисциплины, становятся преподавателями и профессорами. И даже тогда не бросают своих исследований. Киберспорт еще до такого не дошел.

Tasteless: Да сама идея того, что игры и гейминг могут стать отдельным институтом, до сих пор кажется мне безумной.

Источник

Читайте также