Мнение: "О нет! А впрочем"... Мысли про киберспортивный StarCraft 2 без Blizzard
Blizzard, считай, официально попрощалась со Starcraft 2, сообщив о том, что платного контента для игры больше не будет, а обновления баланса будут выходить по мере необходимости. И хотя новости эти неприятные и тревожные, но давайте взглянем правде в глаза: местный киберспорт вполне может прожить и без Близзов. Соревновательная сцена изменится, но вряд ли ее ждет кризис. Так что отставить панику.
Starcraft 2 добрался-таки до того момента, когда нужно покинуть отчий дом. В начале 2020 года управление киберспортивным SC2 перешло в руки ESL, и это выглядело так, как будто любимое чадо уехало учиться из родного города в какой-то далекий университет. Тут еще можно было периодически заезжать домой (на какой-нибудь ивент вроде Warchest Team League, например) или рассчитывать на стабильно прибывающие посылки с припасами в виде выручки от продаж трофейного фонда, которая шла в призовые фонды крупнейших турниров и разных специальных событий вроде Nation Wars или GSL vs the World. Но сейчас впереди – то самое время, когда ты, как предполагается, выучился, встал на ноги и уже сам можешь обеспечить свое существование. Добро пожаловать во взрослую жизнь, дальше давай уж как-нибудь сам. Ты же не рассчитывал сидеть на родительской шее до скончания веков?
Примечание: в рубрике "Мнение" автор рассказывает о своей точке зрения по тому или иному вопросу. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если почитать твиттер, то можно заметить много разных мнений по поводу сообщения Blizzard. Кто-то отмечает, что это было ожидаемо. Кто-то говорит, что внутри сцены мало что изменится. Кто-то не может уснуть. Кто-то шутит про то, как он думал, что отменят OWL, а вместо этого отменили его.
Несмотря на все шутки про мертвую игру, SC2 никогда не умирал (хотя в HotS ему очень поплохело, это да). Но так ли плохо то, что теперь любимая многими киберспортивная дисциплина – речь именно про киберспортивный компонент – будет меньше связана с Blizzard и будет больше связана с ESL, Afreeca и, возможно, какими-то другими турнирными операторами?
В конце концов, не будем забывать, как Blizzard практически в одночасье поставила крест на киберспортивной Heroes of the Storm, без всяких предупреждений и церемоний оставив без работы многих игроков, которые связывали с той игрой свое будущее. В случае со Starcraft 2 сейчас можно быть практически уверенным в том, что эту игру не ждет такая внезапная кончина. ESL будут поддерживать SC2 еще как минимум два года, а вот дальше…
А вот дальше уже будут смотреть на рентабельность. Все элементарно просто: если у игры будут зрители и спонсоры, если ее поддержка будет окупаться, то она будет жить. Если по-хорошему, то так и должна существовать киберспортивная дисциплина – потому, что она кому-то нужна; потому, что к ней есть интерес. И плевать, как там ее поддерживает разработчик. Пример становления Brood War в Корее жил, жив и будет жить.
Кибеспортивная сцена, скорее всего, изменится. Станет ли меньше турниров премьер-уровня? Если взглянуть даже на текущий год, то были ведь и Team Liquid Starleague, и King of Battles – ивенты, к которым Blizzard не имела отношения; ивенты, которые были организованы представителями сцены, с привлечением сторонних спонсоров. Да и даже когда нет каких-то крупных турниров – мгновенно появляется какой-нибудь Wardi и устраивает очередную лигу. Ни дня без старкрафта, короче.
Да, у нас не было шоу-турнира GSL vs the World, но чем вам сезонные финалы Дримхака не тот же самый GSL vs the World? Только без выборов участников по голосованию, а с реально сильнейшими игроками своих регионов.
В общем, уход Blizzard из старкрафта вовсе не означает, что будет меньше турниров.
В какой-то степени Starcraft 2 сейчас оказывается примерно в таком же положении, как Warcraft 3 в конце нулевых. Вот только SC2 к самостоятельному существованию сейчас готов гораздо лучше, потому что здесь есть достаточно развитая культура поддержки игры силами сообщества. Варкрафт в свое время остался практически без ивентов и без игроков, в Европе игра несколько лет существовала за счет пары еженедельных турниров на 100 $, да периодических отборов на какие-то проводимые в Китае международные ивенты. И за счет огромной любви со стороны игроков и зрителей, конечно же. А по этим компонентам SC2 третьем Варику как минимум не уступает. Если же говорить про турниры от сообщества, то здесь, еще раз повторимся, все и вовсе очень хорошо. Черт, здесь даже есть рабочий ладдер, и не нужно надеяться на то, что умельцы из сообщества создадут какой-то сторонний сервис, где будут человеческий пинг и внятный матчмейкинг.
Вполне возможно, что игрокам придется поменять свой подход к делу. Его и сейчас многие меняют: кто-то начинает стримить, кто-то берется за ютуб. И таких, наверное, в перспективе станет больше. Возможно, это скажется на общем уровне игры, но и в увеличении числа игроков-стримеров можно найти свои плюсы – это и появление дополнительного контента в виде роликов на ютубе и стримов, и рост пресловутой медийки, которая важна для спонсоров и команд.
Также возрастет важность так называемых "создателей контента" – ютуберов, стримеров, доморощенных организаторов турниров. Просто потому, что сейчас мы в такую эпоху живем, что зритель идет не только за игрой, но и за человеком, который эту игру показывает.
В качестве очевидного минуса, связанного с уходом Blizzard, можно назвать возможную стагнацию игровой меты, потому что никаких глобальных обновлений баланса не планируется, да и даже небольшие правки, видимо, будут выходить от случая к случаю. Но опять же: варкрафтеры без баланс-патчей сидели несколько лет, и ничего – играли. Про все тот же Brood War вообще молчим. Да и сколько было сказано про то, как игру можно сбалансировать за счет дизайна карт. Видимо, скоро настанет время проверить, насколько это действенный метод.
Еще вызывает опасения то, что будет с притоком в игру новой крови. Если призовые фонды крупных турниров станут меньше (не будем забывать, что в этом году Blizzard еще поддерживает старкрафт финансово), то вполне возможно, что самые топовые игроки обратят свое внимание на турнирчики с призами поменьше. Это, в свою очередь, скажется на игроках второго эшелона, многие из которых как раз на таких турнирах прокачивают игровой скилл и выигрывают какие-то деньги. В качестве наглядного примера можно привести ситуацию в Южной Корее, где новых лиц практически не появляется. Хотя даже там в этом году как-то умудрился выстрелить Zoun, но это уже отдельная история. В глобальной перспективе все выливается в сокращение пула игроков и стагнацию соревновательной сцены, где остаются только сильнейшие и куда крайне сложно как-то протиснуться новичкам.
Ну а главная проблема, которая сейчас вырисовывается во всей этой ситуации, – это не неопределенность в ближайшем будущем, но неопределенность в долгосрочной перспективе. Вот что будет через два года? Потому что еще два года у SC2 есть гарантированная поддержка от ESL, а вот дальше…
Скажем так: у SC2 есть два года гарантированной поддержки и эти же два года (может, кстати, чуть меньше) для того, чтобы доказать, что поддерживать игру нужно будет и дальше. Никакого искусственного жизнеобеспечения, только реальная борьба за собственную жизнь. Ну и если уж там, в конце этого пути, смерть, то смерть эта будет не такой же внезапной, как у Heroes of the Storm.
Но мне кажется, что у киберспортивного Starcraft 2 все будет хорошо. Ну, может быть, не так хорошо, как сейчас, но поводов для паники точно нет. Жить будет.
Это грустные новости, но не теряйте надежды. Поддерживайте создателей контента, участвуйте на турнирах, смотрите стримеров. Проявляйте активность. Теперь Starcraft – это мы.